Безъязыкова Наталья Юрьевна.
Организован кружок на станции юннатов был в 1959 году. С основания станцией юннатов руководила Истомина Александра Евлампиевна. В течение десяти лет занималась по этому направлению Безъязыкова Наталья Юрьевна. Александра Евлампиевна рекомендовала поступать на специальность, связанную с растениями.
Образовательный путь начался с училища города Ленинграда, затем окончила коммунально-строительный техникум и была заведующей теплицами в комбинате коммунального хозяйства. Обеспечение полноценных преемственных связей между руководителем и воспитанником способствует полноценному развитию личности, формированию системы непрерывного образования в профессиональном пути. Александра Евлампиевна выстроила процесс передачи знаний, навыков, культуры, опыта, развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению зон ответственности своим воспитанникам. Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно — ориентированного обучения.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. С ноября 2006 года Безъязыкова Наталья Юрьевна приступила к обязанностям руководителя кружка овощеводов. Началась педагогическая деятельность, появились новые задачи, и их приходилось решать.
На занятиях и в труде воспитывались в ребенке не только патриотические чувства, но и способствовали формированию его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. За период работы постоянно проходила аттестацию, которая рекомендовала получить высшее образование. Она окончила Красноярский государственный аграрный университет по специальности «Ученый агроном» и аттестовалась на высшую категорию.
Направление овощеводство состояло из открытого и закрытого грунта. Овощеводство закрытого грунта включает в себя стационарную стеклянную теплицу под крышей из стекла, полезной площадью 40 м2 и 4-х парников, работающих на биотопливе.
Овощеводство открытого грунта занимает территорию 20 соток, включает в себя исследовательский отдел и отдел агротехнических культур. В теплице выращивается рассада популярных сортов и гибридов томатов, баклажанов, перцев, рассада лука – репки, лука – порея и других культур. Сеянцы томатов, баклажанов, перцев, физалиса, тыквы, арбузов, дынь пикируются в парники и их доращивают. После реализации рассады парники занимаются под выращивание томатов, перцев, баклажанов, бахчевых культур. В теплице выращивают редкие культуры: баклажан декоративный, лагенария, люффа, мелотрия, момордика.
Посещая кружки овощеводства, ребята знакомятся с большой коллекцией овощных культур, с сортовым разнообразием, агротехникой возделывания, передовыми приемами ухода, правильному применению удобрений, ведут фенологические наблюдения за ростом и развитием растений. На участке овощеводства открытого грунта выращиваются большое многообразие овощных культур, и проводится большая опытническая работа.
В кружке занимались дети младшего, среднего, старшего звена. Овощеводы занимали 0,5 гектара территории опытного участка, и проводил много исследований с овощными культурами. На станции имелись благоприятные условия для творческой и исследовательской работы юннатов. Овощеводы выращивали растения в теплице, парниках, опытном участке.
Юные овощеводы стремились к тому, чтобы опыты, которые проводят юннаты, расширяли их кругозор, закрепляли знания, учили их познавать жизнь растений. На площади, где проводили опыты овощеводы работа всегда кипела.
В направлении овощеводов занималось 120 юннатов разного возраста. В младшем звене занимались ребята начальной школы. В среднем ребята с пятого по седьмой класс. Старшее звено посещали ребята с восьмого по десятый класс. Инструкторами были старшие ребята, которые определились в профессиональном пути.
Мир овощных культур, употребляемых человеком, многообразен. Опытническая работа, проводившаяся, юннатами на участках с начального звена была интересна. Младшие расширяли кругозор по видовому составу овощных культур. Начинали выращивать зелено-пряные культуры, проводили опыты. Учились замачивать семена, познавали азы агротехнических мероприятий по выращиванию зеленых овощных культур. Вели свои первые опытнические дневники и создавали книжки –малышки по овощным культурам.
Ребята среднего звена занимались по углубленной программе. На теоритических занятиях ребята изучали видовой и сортовой ассортимент овощных культур, систематику растений. Учили, какие овощные культуры относятся к определенному семейству и учились их группировать. Деятельность овощеводов разнообразна и велась с целью внедрения новых районированных сортов и интродукции новых овощных растений. В своих опытах проводили исследования по выращиванию новых растений, которые были привезены с других территорий. В летний период наблюдали, отрабатывали перечень мероприятий, необходимых для произрастания в зоне рискованного земледелия и вели дневники.
Наблюдения велись в течение нескольких лет, учитывая фенологические наблюдения. Только после трех, четырехлетнего периода и сопоставления полученных данных предлагали признать сорт районированным для Енисейского района. Опыты проводили с корнеплодными, пасленовыми, тыквенными, крестоцветными овощными культурами. Это по замачиванию семян в разных растворах микроэлементов, увеличению корневой системы, прививке однолетних овощных культур, применению корневых и внекорневых подкормок.
Старшие юннаты на своих учебно-опытных участках проводили исследования с овощными культурами по заданию научно-исследовательских институтов и опытных станций. Тематика опытнической работы была тесно связана со школьной программой по биологии и с актуальными проблемами сельского хозяйства. Очень интересная работа проводилась юннатами по овощеводству с применением передовых приемов агротехники, описанной в журнале «Овощеводство».
В зимний период на ребят была возложена большая ответственность по составлению тематики проведения опытов для младшего и среднего звена. На теоритических занятиях изучали вредителей и болезни овощных культур, а также применение мер борьбы с ними. Учились делать необходимые растворы, расписывая календарный план обработок растений. Внимание уделялось способам хранения овощных культур. Помогали младшим в проведении опытов, взвешивании собранного урожая и реализации.
Оформляли дневники по опытам, отправляли в Москву на выставку ВДНХ и получали свидетельство об участии. Выступали журналистами, писали статьи о своих открытиях, предлагали рекомендации по уходу за овощными растениями, способами хранения. Для жителей Енисейска это было важно.
Чтоб получить почетное звание инструктор, нужно было себя зарекомендовать, много вложить сил, труда, ответственности. Самая ответственная деятельность в кружке отводилась им: Сарновская Галя, Семьянова Ира, Павлова Настя, Федорова Инга, Коротких Карина, Петрова Маргарита, Диденко Марина, Сорокачук Даша. На теоритических занятиях знакомились с дикорастущими овощными растениями. Оформляли гербарии, учились консервировать овощи, писали рекомендации и статьи, изучали передовые методы агротехники из журналов, «овощеводство», «защита растений», «наука и жизнь». Оформляли альбомы деятельности кружка, устраивали фотосессию всех кружковцев за работой.
В летний период проводили сложные опыты с овощными культурами. Писали исследовательские работы и участвовали в конкурсах муниципального, регионального, краевого, всероссийского, международного уровня. Исследовательская деятельность захватывала ребят, старались пройти всегда отборочный заочный тур.
Эмоции зашкаливали от радости поехать на очный тур и выступить перед компетентным жюри и получить рекомендации для дальнейших исследований. Исследовательская деятельность усиливает интерес к научному эксперименту, развивает навыки проектной деятельности, то есть умение поставить опыт, изучить теорию по данному вопросу, выбрать подходящие методики для исследования и применить на практике, проанализировать собранный материал и сделать выводы.
В группе инструкторов оформлен уголок «Лестница удачи». Именно поднимаясь по этой исследовательской лестнице, юннаты достигали высоких результатов. Участие в исследовательской деятельности оказывает положительное воздействие на комплексное развитие ребят. Инструктора были первыми помощниками руководителя кружка. Начало исследовательской деятельности уже в юном возрасте играет большую роль в дальнейшем осознанном выборе профессии. Станция юннатов стала основной базой для получения первоначальных трудовых навыков в области сельского хозяйства. В кружке традиционно проводилась большая экскурсионная и экспедиционная работа с юннатами — инструкторами.
Только постоянно и непосредственно находясь в мире великой троицы «руководитель — любимое дело — воспитанник», поймешь, на кого равняешься, и кто будет приемником твоей работы. Вот и настало время, когда бывшая воспитанница пришла работать на станцию юннатов. Федорова Инга Николаевна занималась на станции в течение шести лет и считалась перспективным воспитанником. За время обучения постоянно участвовала в исследовательских конкурсах, краевых школах, проводила практические занятия с младшими ребятами. Обучилась в педагогическом колледже города и пришла работать на станцию юннатов. Занималась по программе «Юный овощевод», «Овощной дизайн». Эти программы внесли новое веяние в работу кружка. Некоторые ребята стали заниматься по индивидуальным маршрутам с начального звена, развивая свои творческие способности.
Индивидуальный маршрут ребенка является основным элементом и фактором его творчества. Учила ребят делать свои открытия в практической реализации и раскрытию его творческих способностей, адаптации к сложным социально-экономическим условиям, любви к краеведению и с радостью поделилась своими успехами. Совершенствовала методику обучения ведения занятий, старалась добиваться эффективности. Ребята сами приобретали и открывали знания, вели объяснения.
Самой яркой демонстрацией личности талантливого ребенка были конкурсы. Для руководителя проявление творчества — это эпизодическое явление. Инга Николаевна имела свою модель в образовании. Работая на станции юннатов, окончила Красноярский Государственный Аграрный университет по специальности «Ученый агроном».
Шло время, менялись требования к образованию, и кружок переименовался в объединение, а руководитель стал педагогом дополнительного образования.
В учреждении станции юннатов прошли глобальные перемены, ввели новые направления развития юннатов. Наталья Юрьевна выступила инициатором объединения нескольких направлений сельского хозяйства в одну программу, которая называлась «Сибирское хозяйство». Эта программа была интегрирована, работала она по трем модулям. Юннаты и учащиеся школ города и района посещали модули и получали не только знания, но и практические навыки и умения. В первом модуле получали знания по направлениям: овощеводство, животноводство, цветоводство.
Тематические занятия проходили по интересным образовательным темам, проводились мастер классы по выращиванию растений, составлению технологических карт, разрабатывались памятки ухода за растениями, учились составлять интеграцию действий по сельскохозяйственным направлениям. Итоговые мероприятия проходили в форме праздника. Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
Познавательный был и второй модуль. Здесь отрабатывали умения и навыки на практике. Участники программы приходили в летний образовательный модуль. Каждый участник ухаживал за закрепленной культурой, проводили исследования. Работая на учебно-опытных участках, проводят сортоиспытания новых сельскохозяйственных культур. Но следует отметить, что минутки расслабления тоже присутствовали и дети с удовольствием участвовали в мероприятиях, конкурсах, акциях, почувствовав себя звездами. Учились проектировать, и смело защищали свои работы. Третий модуль – это воскресные дни.
Ребята приходили на станцию юннатов заниматься творческими делами вместе с родителями и друзьями, а иногда целыми семьями. В программе использовались различные формы отдыха. Проведение совместных праздников, изготовление сувениров, экскурсии, подготовка к конкурсам, проектировали экологические тропы, участвовали в акциях по охране окружающей среды. Вносили свой вклад в развитие юннатского движения.
Вместе юннаты участвовали в проектах, реализовали свои инициативы и развивали направление овощеводство.
Высшие образовательные учреждения вводили новые формы образования — это краевые школы, одно из многочисленных направлений. Юннаты, объединения овощеводов активно участвовали, представляя свою территорию. Участниками были «Краевая летняя агрошкола», которую проводила Краевая станция юннатов. «Система координат», «Энергия и жизнь» — проводимая Красноярским государственным Аграрным университетом. «Научное общество учащихся»-это программа, реализуемая Красноярской региональной детско — молодежной общественной организацией, «Интеллектуально — творческий потенциал России» программа проводимая, Малой Академией Наук город Обнинск. Старикова Катя, Коротких Карина, Гаманюк Полина, Петрова Маргарита, Диденко Марина, Сорокачук Даша – стали лауреатами первой степени Всероссийских конкурсов исследовательских и проектных работ Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Эти имена воспитанников станции юннатов за достижения включены в сборник «Ими гордится Россия».
В заочных конкурсах получали рецензии за высокий уровень исследовательских работ и приглашение на очный тур для защиты. В книге «Ими гордится Россия» представлены итоги проведения заочных и очных мероприятий, опубликованы списки учреждений, педагогов и учащихся – лауреатов, призёров и победителей Программы.
Юннаты – овощеводы постоянно участвовали в программе «Одаренные дети». Эта программа давала право участвовать в конкурсе на стипендию Главы города и стипендию Губернатора края. Каждый год юннат — овощевод участвовал в этом конкурсе и итогом всегда была победа. Стипендиаты главы города Енисейска: Тихонова Анжелика, Павлова Настя, Семьянова Ирина, Старикова Екатерина, Коротких Карина, Гаманюк Полина, Петрова Маргарита, Диденко Марина, Сорокачук Даша.
Настало время поучаствовать на уровне края, было много сомнений и неуверенности. Но разум взял свое, и мы решили поучаствовать. Стипендиаты Губернатора края: Старикова Екатерина и Коротких Карина. Многие ребята выбрали свой путь обучения и получения высшего образования в Красноярском Государственном Аграрном университете. Многие пошли в Красноярский Государственный Медицинский университет, а кто- то пошёл по стопам своего педагога дополнительного образования: Федорова Инга, Тихонова Анжелика, Чичина Екатерина
Интервью с бывшими юннатами-овощеводами.
Карина Коротких 4 июня в 11:05
Знакомство со «Станцией юных натуралистов» началось для меня еще с начальной школы. После школьных уроков и на каникулах нас часто приглашали на различные мероприятия, где Наталья Юрьевна и другие педагоги рассказывали нам на различных секциях о сельскохозяйственных и комнатных растениях и животных. Проводили для нас различные мастер классы и игры. Все дети обожали игру «Поле чудес», там был барабан, который нужно было крутить и угадывать слово, все получали памятные призы. Наталья Юрьевна активно занималась научной деятельностью вместе с учениками разных школ города Енисейска, и стала предлагать мне заняться написанием научных работ, спустя время, учась в старшем классе началась моя плотная научная деятельность с Натальей Юрьевной. Почти каждый день после школьных уроков, я шла в СЮН, где всегда было теплая и дружеская атмосфера, преподаватель, который видел в тебе потенциал, помогал и был наставником.
Мы участвовали в различных конкурсах, география городов очень обширная: г. Енисейск, г. Лесосибирск, г.Красноярск, г.Обнинск, г.Москва и др. — занимали призовые места. Ездили на различные форумы, конференции, научные школы, в которых проводили различные проекты, мастер классы. Благодаря активной научной деятельности в сфере «естественные науки» Я стала стипендиаткой мэра г. Енисейска, а в 2014 г. стипендиатом губернатора Красноярского края.
Время обучения в СЮН вспоминается теплыми и радостными моментами, место, куда торопились после школьных уроков, где была научная и развлекательная деятельность. Где начались первые шаги в науку, которые приносили новые победы и навыки. Поздравляю СЮН с юбилеем и выражаю огромную благодарность Наталье Юрьевне, которая была для нас не просто педагогом, а другом и наставником. Всегда нас поддерживала, верила и учила нас. Время обучения в станции юннатов всегда вспоминается с теплом и благодарностью всех педагогов, радостные воспоминания и навыки в научной деятельности, которые стали фундаментом для дальнейшего карьерного пути.
Старикова (Ульянова) Екатерина. (с 2000 по 2012гг)
На станцию юных натуралистов пришла еще совсем ребенком. Привела меня моя подруга в отдел растениеводства. Где я и познакомилась с моим будущим наставником, и в дальнейшем научным руководителем, и другом по жизни — Безьязыковой Натальей Юрьевной. Но, в тот момент я лишь запомнила, как мы чистили лук и как он резко щипал мне глаза, и хотелось, все бросить и уйти. Как ребенку мне показалось растениеводство скучным, и я ушла в отдел животноводства. И там была интересная работа по корму попугайчиков. Мы заботились о том, чтобы птицы получали все необходимые витамины и минералы, чтобы они были здоровы и активны. Это было увлекательно и познавательно, и я с удовольствием проводила время в птичьем вольере.
Я взрослела, интересы менялись, и менялся мой характер и я вернулась в отдел овощеводство, который в дальнейшем стал большой частью моей жизни. Первой моей исследовательской работой стала «Сортоизучение лука». Мы хотели доказать, что можно много новых сортов лука выращивать в зоне рискованного земледелия. Ведь эта культура ценная для северян.
С Натальей Юрьевной мы выращивали лук и томаты для резко континентального климата, искали районированный сорт для г. Енисейска. Это было ответственной и трудоемкой работой, но результаты того стоили. Второй исследовательской работой была «Сортоизучение томатов в зоне рискованного земледелия». Когда мы увидели первые побеги и плоды на растениях, наше усердие было вознаграждено, и мы получили урожай вкуснейших овощей. А самое главное расширили ассортимент районированных сортов.
С данными работами принимали участие во множестве международных, всероссийских и краевых конкурсах. Там мы были удостоены званий лауреата 1 степени и получили медаль на исследовательском конкурсе «Научное общество учащихся» от Красноярской региональной детско — молодежной общественной организации во Дворце пионеров. Это было невероятным достижением для меня и моего руководителя и нашего города, так как далее мы представляли Енисейск уже в Малой академии наук в г. Обнинск. Где 2 года подряд становились абсолютными победителями. Было все насыщенно победами и мы рискнули подать документы на стипендию главы города Енисейска и стипендию Губернатора Красноярского края. И там нас ждал успех, мы прошли все отборочные туры и получили звание стипендиата.
Представляла станцию юннатов на конференциях в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» и в дальнейшем стала его студенткой и связала свою жизнь с растениеводством. Представьте, какой был уровень наших работ, что первокурсницей я брала призовые места на конференциях среди старших курсов и даже прошла в третий тур, где были участники со всех аграрных вузов России. Где я была одной первокурсницей и достойно представляла свой ВУЗ. Конечно, мы с моим научным руководителем Бекетовой Ольгой Анатольевной дополнили работу, но, основа была написана под руководством Натальи Юрьевны при станции юннатов.
В итоге с ВУЗа вышла с красным дипломом «Агроном». Сейчас работаю агрометеорологом в ФГБУ «Среднесибирское УГМС». Вот так, одно знакомство и моя жизнь наполнилась миром чудес, где я узнала многое о растениях и животных. Мое детство на станции юных натуралистов было наполнено не только учебой, но и новыми знаниями, дружбой с единомышленниками и большим интересом к природе. Я благодарна за этот опыт всем кто был со мной в этот период, который сделал меня более ответственной и заботливой по отношению к окружающему миру.
Очень жаль, что нет этого учреждения, где учили добру, вниманию, заботе.
Отзыв о станции юных натуралистов
Чичина (Свинтицкая) Екатерина Геннадьевна
С 2002 года по 2005 год я посещала кружок «Овощеводство» от станции юных натуралистов г. Енисейска. За период моего обучения в кружке я с интересом изучала овощи, которые произрастают на территории нашего региона. Общалась со сверстниками, которые также были заинтересованы данной тематикой. Училась разрабатывать и реализовывать ландшафтный дизайн, писать доклады на научные темы и выступать с ними на конференциях и, конечно же, использовала на практике полученные знания под чутким наблюдением и руководством своего педагога-наставника, которая, внесла огромный вклад в развитие и становление меня как личности.
Стоит отметить, что попала в кружок я не случайно, благодаря хорошим отзывам о кружке «Овощеводство» со стороны моей старшей сестры Чичиной (на сегодняшний день Беликовой) Виктории Геннадьевны и моего старшего брата Чичина Александра Геннадьевича, которые также посещали кружок «Овощеводство», я и приняла решение пойти в кружок вслед за ними.
За годы обучения в кружке «Овощеводство» я научилась не только выращивать овощи в условиях нашего региона, но и стала принимать активное участие в региональных и межрегиональных научно-практических конференциях, где занимала призовые места с научными темами об изучении определенных сельскохозяйственных культур. Несомненно, все призовые места я получала не только по причине углубленного и сердобольного изучения темы, также, стоит отметить, компетентное курирование и содействие в изучении и исследовании научных тем моего педагога-наставника.
В летний период с четырнадцати лет, я работала в стройотряде от СЮН (также как мой брат и сестра) и зарабатывала свои первые деньги. Это был мой первый трудовой стаж в трудовой книжке, чему я безмерна была рада. По истечению стольких лет спустя, могу написать следующий вывод – я благодарна своему педагогу-наставнику за то прекрасное время, что мы провели совместно рука об руку в период обучения в кружке «Овощеводство». Колоссальный опыт и огромный багаж знаний был приобретен в данном кружке. В дальнейшем, именно это и определило мой путь обучения и получения красного диплома в ВУЗе «Красноярский Государственный Аграрный Университет», который я успешно закончила и получила специализацию педагог-агроном. А также получила второе высшее образование по направлению экономика. Участвуя в краевых школах, расширяя свой кругозор дали мне развитие.