«Не рыдай мене Мати»
Енисейск. Вторая половина – конец XVIII в.
Дерево, левкас, темпера
69,8 х 59,5 х 4 см
ЕКМ КП 2583, Инв. № 1405
В православной традиции иконография образа «Не рыдай Мене, Мати» складывалась в Византии в течение нескольких веков, начиная с XII столетия. Изображение Христа во гробе восходит к Плащанице. По свидетельствам паломников, каждую пятницу во Влахернской церкви Константинополя вывешивалась сложенная Плащаница, где тело Господа было видно лишь до пояса. Позже на иконах появляется оплечный или поясной образ мертвого Спасителя, стоящего во гробе, с закрытыми глазами и со скрещенными на груди руками, со следами кровавых ран.
Для служб Страстной седмицы писались выносные двухсторонние иконы, изображающие раздельно Христа во гробе и скорбящую Богоматерь. К XIV в. эти два святых образа соединились в иконе «Не рыдай Мене, Мати» ‒ на фоне креста мы видим поясное изображение мертвого Христа во гробе, со скрещенными у пояса руками, рядом и ним, обнимающая Его Богородица. Около креста могут изображаться орудия страстей: копие, трость с губкой, терновый венец. Богословский смысл композиции иконы ‒ искупительная крестная жертва, ставшая высшим проявлением любви Бога к человеку. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…».
В России иконография «Не рыдай Мене, Мати» впервые появилась во времена правления Ивана Грозного. Русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров, начиная с XVI в. В провинциальной иконописи эти традиции появились намного позже, чем в столице и просуществовали в ней намного дольше, практически до середины XIX в.
Память иконы «Не рыдай мене, Мати» совершается 7 февраля.
Икона храмовая. Образ выполнен в традиционной иконографии, фигура Христа наполовину погружена во гроб, Его тело обнажено, виден краешек пелен. Голова Спасителя «упала» на грудь, глаза закрыты, руки накрест сложены у пояса. Фигура Богоматери изображена чуть позади. Богородица облачена в мафорий светлого цвета, синюю тунику и чепец. Она обнимает Христа обеими руками, приникая к нему. За спинами Христа и Богоматери помещен крест с табличкой ИNЦI (Иисус Назарянин Царь Иудейский).
Лики Богородицы и Христа, а также Его обнаженное тело, решены объемно. Личное письмо выполнено в сплавленной манере, цвет ликов розоватый, цвет санкиря (основы под лик) зеленовато-охристый. Круглые щеки, пухлые губы, форма носа, формообразование глаз не соответствует иконным принципам. Особенностью иконы являются распущенные волосы Богоматери. Этот тип изображения русские художники-иконописцы заимствовали из Западной Европы. В византийской традиции волосы Богородицы всегда убраны по чепец.
Моделировка складок мафория (плата Богородицы) больше соответствует иконописным приемам, нежели живописным. Лики Богородицы и Христа написаны с соблюдением принципов живоподобия. Таким образом, енисейский иконописец, опираясь на иконографию XV ‒ XVI вв., создает икону, свободно сочетая приемы светской живописи и иконописи.
Фон иконы насыщенного темно-синего цвета в целом характерен для приенисейской иконописи XVIII – первой половины XIX в. Также енисейские иконописцы использовали в фонах сине-зеленый, сизо-синий, серо-зеленый, серо-голубой цвета.
Светлый цвет мафория Богородицы является редким (неканоничным) в иконописи, однако, встречается в нескольких енисейских памятниках XVIII-XIX вв., в том числе в иконе Богоматери «Утоли моя печали» из фондов Енисейского музея-заповедника.
Икона прошла несколько этапов реставрации. Укреплен красочный слой, проведена расчистка от поверхностных загрязнений и пожелтевшего покровного слоя олифы, подведен левкас. Производятся тонировки в местах утрат красочного слоя.