Иоанн Воин
Енисейск (?). Первая половина XVIII в.
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение. 108 х 81 х 4
ЕКМ КП 2612 Ж 117
Праведный Иоанн по происхождению был славянином, служил военным начальником Византийского правителя и тайно почитал Христа. Римский император Юлиан Отступник, ненавидящий христиан, отправил его отряд на очередное гонение верующих, но святой втайне помогал им деньгами, уводил их от преследования, устраивал побеги и освобождал из заключения.
Узнав об этом, император приказал заточить Иоанна в темницу, где он пробыл три месяца. В условиях тьмы, холода и голода, праведник начал испытывать страх смерти, и лишь искренняя молитва Господу Богу укрепляла его в суровой борьбе с искушающими мыслями и сомнениями в необходимости пострадать за Христа. Его освободили, когда жестокий правитель умер, и к власти пришел император-христианин.
После тюремного заключения праведный Иоанн отказался от военной службы, раздал своё имение и остаток жизни посвятил Богу, служа ближним делами милосердия. Много лет спустя после его смерти, бедная вдова, которая жила рядом с кладбищем, увидела неземной свет над одной из могил. Ночью во сне ей явился святой, назвал имя и поведал свое житие. Женщина рассказала об этом местному духовенству. Так, святой Иоанн Воин прославлен в лике святых.
Память святого мученика Иоанна Воина совершается 12 августа (30 июля по ст. ст.)
На иконах святого изображают в старинных византийских доспехах, с темными волосами и короткой густой бородой. Правой рукой мученик держит крест, означающий крепкую веру в Бога, которой святой был предан до своей смерти. Святого воина часто изображают с оружием: луком, колчаном со стрелами, мечом и шлемом. О мученичестве святого свидетельствует красный плащ.
Икона храмовая, написана в традициях иконописи XVII века, вероятно приезжим профессиональным иконописцем, с высокой степенью мастерства. Святой Иоанн Воин изображен в рост. Правая рука его поднята, отведена в сторону и держит крест; кисть левой руки у бедра, придерживает копье, держит шлем. Доспехи позолочены и богато орнаментированы. Штаны охристого цвета, сапожки красные. Позем красновато-коричневый без растительности. У ног святого слева – лук и колчан, справа – колчан со стрелами и меч. На святом красный плащ – символ мученичества. Нимб и доспехи позолочены.
Лик темновидный, красновато-охристый, написан в сплавленной манере по темно-коричневому санкирю, борода короткая на конце раздвоенная, волосы короткие вьющиеся. На фоне изображение неба, выполнено растяжкой от оранжево-розового к светло-голубому цвету. Поля черные, опушь серо-красная. Нимб обведен красной линией. Надписание (имя святого) также выполнено красным цветом.
Иконный щит состоит из шести досок, имеет две встречные врезные шпонки (одна утрачена). Доска с лицевой стороны проклеена паволокой. Оборот доски обработан скобелем и имеет заглаженную поверхность, что не характерно для икон енисейского письма. На нимбе следы гвоздей от крепления накладного венца, по краю доски гвоздевые отверстия от басменного оклада, который не сохранился. Икона пострадала от пожара, доска обгорела, по периметру обуглена.
Образ Иоанна Воина широко почитался у казаков, наряду с другими покровителями воинства: Михаилом Архангелом, Георгием Победоносцем, Федором Тироном, Дмитрием Солунским, Феодором Стратилатом, Артемием Антиохийским, Александром Невским. Образы святых-воинов были распространены в храмах Приенисейского региона. Заказ храмовых образов тезоименных святых-воинов был частой практикой в казачьей среде.
Живописных аналогов иконы установить не удалось. Место происхождения образа, а также история поступления предмета в музей в учетных документах не сохранилась.