Троица Новозаветная, с предстоящими Архангелом
Михаилом и Архангелом Гавриилом и символами евангелистов по
углам
Енисейск. Первая половина XIX в.
Дерево, масляный грунт, темпера, масло
88 х 74 х 2,8 см
Успенский собор г. Енисейска
Иконографический тип, известный под названием «Троица Новозаветная», или «Сопрестолие», сложился и получил распространение в искусстве Западной Европы. Изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого денми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном восходит к тексту книги Пророка Даниила. На Руси впервые такое изображение появилось в клейме так называемой «Четырехчастной» иконы середины XVI в., которая хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Появление изображений невидимого Бога Отца вызвало многочисленные споры и стало предметом рассмотрения на церковном соборе 1553-1554 гг., поскольку непосредственное изображение Троицы противоречит концепции вечного, непостижимого и триединого Бога, поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде Троицы Ветхозаветной (в виде трех ангелов). Собор обосновал возможность создания подобных образов «по пророческому видению» и разрешил использовать их, чтобы раскрыть догматический смысл библейских текстов и сложных богословских сочинений. Позже в 1776 г. Священным Синодом Константинопольской Церкви «соборно постановлено, что эта икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Несмотря на это, иконы «Троицы Новозаветной» широко распространены по сей день.
Икона храмовая, в центре изображены восседающие на облаках справа – Бог Отец, слева — Иисус Христос (Сын Божий), над ними в золотом круге – Дух Святый в виде летящего белого голубя. Слева от Христа изображен стоящий Архангел Михаил, справа от Бога Отца – Архангел Гавриил, в повороте влево. От Святого Духа исходит Божественный свет – лучистое сияние по светлому фону.
Христос изображен босым, одет в красный хитон и синий гиматий, правой рукой благословляет, левой — поддерживает стоящее на колене Евангелие. Господь Саваоф (Бог Отец) одет в светло-розовый хитон и зеленоватого цвета гиматий, правой рукой благословляет, левой рукой поддерживает державу, увенчанную крестом. Справа изображен Архангел Гавриил, одетый в синий хитон и красную подпоясанную тунику, справа — Архангел Михаил, облаченный в воинский доспех и красный плащ.
Композиция обрамлена облаками, в нижней части в облаках помещены головки ангелов, в верхней части облака принимают арочные очертания. По углам расположены изображения символов апостолов евангелистов: в левом верхнем углу – ангел (символ евангелиста Матфея), в правом верхнем углу – орел (символ евангелиста Иоанна), в левом нижнем углу – лев (символ евангелиста Марка), в правом нижнем углу – телец (символ евангелиста Луки). Фон в углах иконы светло-голубой.
Нижнюю часть доски занимает текст покаянной молитвы ко Пресвятой Троице, выполненный на церковно-славянском языке черным и красным цветом по светлому фону: «О Владыко, Человеколюбче Господи, Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая! Благодарю Тя, Господи, за Твое великое милосердие и многое терпение. Аще бы не Ты, Господи, и не Твоя благодать покрыла мя, грешного, во вся дни и нощи и часы, то уже бы аз, окаянный, погибл, аки прах пред лицем ветра, за свое окаянство и любность и слабость, и за все свои преестественные грехи. Уже бо не престаю и не престану часа того, чтобы не сотворить греха, а когда восхотех приити ко отцу своему духовному на покаяние, отча лица устыдихся, грехи утаих и оные забых и не могох всего исповедати срама ради и множества грехов моих; тем же убо покаяние мое нечистое есть и ложное рекомо, но Ты, Господи, ведый тайну сердца моего, молчатися разреши и прости в моем согрешении грешную мою душу, яко благословен во веки веков. Аминь.»
Живопись мазком по форме, складки одежд имеют светотеневую моделировку, проработаны условно. Лики имеют серо-розовую карнацию. Лик Христа поновлен. Лик Господа Саваофа написан сплавленно.
Деревянная основа состоит из трех досок, на обороте имеет две встречные врезные шпонки. Оборот покрыт светлой серо-голубой краской.
Икона написана енисейским мастером, который достаточно свободно отнесся к общепринятой иконографии. По сторонам от «Троицы» он изображает стоящих Архангелов Михаила и Гавриила.
«Облачный» престол с головками херувимов и серафимов указывает на похожее решение в иконах «Спаса на престоле» и «Богородицы на престоле с младенцем». Сами типы ангельских головок: круглолицие, розовощекие, курносые, напоминают ангельские головки из иконостасной резьбы, распространенные в Енисейске.