Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства.
До половины XVII века разнообразные мусульманские ткани, начиная с самых роскошных парчей и бархатов и кончая набойками по грубой хлопчатобумажной ткани были предметом широкого ввоза в Россию.
Из всех этих тканей самая драгоценная, представлявшая собою род парчи – алтабас. Название её производят от тюркских слов «алтун» – золото, и «бязь» – ткань.
Великолепные вышивки церковных облачений – все это передаёт или уже исчезнувшие мотивы восточных тканей, или же является перепевом их узоров. До нашего времени дошли ткани главным образом в виде церковных облачений. Трудно представить всё разнообразие швов и технических приёмов, которыми обогатился этот вид искусства за многие столетия.
Сегодня мы представляем уникальный предмет золотошвейного искусства из коллекции «Этнография» – пояс. Данный предмет хранится в фондах музея с начала 20 века.
Пояс из состава облачения священника. Ткань – желтая парча с зеленым бархатным орнаментом растительного характера. Пояс сшит из 3 лоскутов. По периметру обшит полосой галуна. В центре нашит четырёхконечный крест с трёхлапостными завершениями рукавов. В сердцевине – лучи из пайеток. Крест вышит по картону кручёной на хлопке позолоченной серебряной нитью, оконтурен серебряной нитью. Подклад – х/б ткань розово-фиолетового оттенка. Прокладка – холст. К концам пояса пришиты завязки из тесьмы.
Пояс надевается поверх подризника. Достаточно широк.
Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.
В этих прекрасных тканях замечательно то, что в них никогда не видно конца отдельных ниток, золото и серебро всегда сохраняют свой блеск и цвет и не изменяются, пока существует ткань.