Публикация на сайте музея и в социальных сетях, посвященная 190-летнему юбилею с начала Енисейского этапа ссылки М. А. Фонвизина
В 2024 году исполняется 190 лет с начала Енисейского этапа ссылки декабриста Михаила Александровича Фонвизина.
Родился он 20 августа 1787 г. в деревне Марьино Бронницкого уезда Московской губернии. Родом из дворян, поэтому получил прекрасное домашнее, пансионное, а затем частично и университетское образование. Вступил в службу подпрапорщиком Преображенского полка в 1801 году, а в 1803 г. был переведён в Измайловский полк.
Он участвовал в отчаянной контратаке, которая спасла русскую армию от полного разгрома под Аустерлицем, в 1809 году воевал в Финляндии, а три года спустя поручик Фонвизин стал адъютантом Ермолова и с начала Отечественной войны был постоянно «в деле».
Офицером Фонвизин был не только храбрым, но и умелым. Под Витебском в отряде генерала Палена он долго удерживал авангард французов и обеспечил отход армии Барклая. В сражении за Смоленск «со стрелками опрокинул неприятельскую кавалерию», отличился на Семеновских высотах под Бородино, с летучим отрядом казаков-партизан блокировал коммуникации Мюрата. Из битвы за неоднократно переходивший из рук в руки Малоярославец вышел с золотой шпагой за храбрость. В заграничном походе Михаил Александрович прошел страшные Люцен, Бауцен, «Битву народов» под Лейпцигом.
Участник заграничного похода, прошедший через всю Европу, Фонвизин возмущался тем, что после войны, положившей конец тирании Наполеона, в России все осталось по-старому: простой люд, крестьянство изнемогает от жестокого гнета.
В 1816 году Михаил Фонвизин, мотивированный освободить отечество от крепостного права, вступил в первую декабристскую организацию «Союз спасения». С 1818 года был одним из руководителей Московской управы Союза благоденствия.
Добиваться «уничтожения крепостного рабства» он хотел ненасильственно: практической благотворительностью, поддержкой благих действий правительства, распространением правил нравственности.
Как всегда и бывает в политических тайных обществах, здесь хватало тех, кто стремился привести народ к свободе и счастью силой. Уже в 1817 году высказывались мысли о перевороте и цареубийстве, а для этого — вполне логично — нужна была организация на принципах диктатуры и тотальной конспирации.
Вскоре стало создаваться новое тайное общество, но Фонвизин в него вступать не стал, так как собирался выйти в отставку и жениться, а подвергать свою семью опасностям он не хотел. Вскоре Михаил Александрович сделал предложение Наталье Апухтиной. В 1822 году сыграли свадьбу, и молодая семья отправилась жить в подмосковное поместье.
Возможно, для отставного генерала все бы и закончилось благополучно, но осенью 1825 года Фонвизин вновь стал изредка появляться на собраниях общества и даже предоставлять для них свой дом. По-прежнему резко дистанцируясь от обсуждения планов цареубийства, он даже заявляет, что если бы мог поверить в их реальность, то донес бы правительству. После внезапной смерти Александра I многим декабристам кажется, что настал их звездный час: они уверяют друг друга, что все готово для выступления, что армия на их стороне. Фонвизин не возражает, но, очевидно, и не соглашается, поскольку никаких обязательств на себя не берет.
После провала выступления на Сенатской площади под стражу был взят и Фонвизин — в Крюкове. Хотя активных действий против правительства за ним не обнаружилось, суд заочно приговорил Фонвизина «по четвертой категории» — к лишению чинов и дворянства, 12-летней каторге и вечной ссылке.
Фонвизин был доставлен в Читинский острог 7 марта 1827 года. В 1828 году к Фонвизину в Сибирь приехала жена, оставив маленьких сыновей на попечение своей матери. Из Читы переведён в Петровский завод, куда прибыл в сентябре 1830 года.
По указу от 8 ноября 1832 года отправлен на поселение в Енисейск. Прибыл в Енисейск 20 марта 1834 года. В Енисейске они жили по улице Большой (ныне магазин «Галантерея»), жили уединенно. Интеллигентная, благородная по образу жизни семья расположила к себе лучшие круги енисейской общественности.
В 1835 году Фонвизины были переведены в Красноярск, на следующий год в Тобольск, куда прибыли в 1838 г. Находясь в ссылке, М. А. Фонвизин пишет статьи по сельскому хозяйству, делает исторический обзор политического движения в России, занимается переводами статей.
После продолжительных хлопот ему было разрешено в 1853 жить в Европейской России. 25-летнее пребывание в тюрьме, на каторге и ссылке подорвало силы и здоровье. 30 апреля 1854 года сердце Михаила Александровича остановилось. Умер в имении Марьино Московской губернии.