Успение Богоматери
Енисейск. Первая половина XVIII в.
Дерево, паволока, левкас, темпера
89,2 х 71,3 х 3
Успенский собор г. Енисейска. Инв. № Е 120
Момент Успения Богородицы не описан в Евангелии и известен нам из Преданий и апокрифических источников. О дне смерти Богоматерь была предупреждена архангелом Гавриилом. Он сообщил ей, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Это время было ей дано, чтобы проститься со всеми близкими людьми. Апостолы в это время проповедовали в разных концах Римской империи, и не смогли бы прибыть к ней на прощание. Тогда она начала просить Сына о помощи, и случилось чудо – во все края, где были апостолы, направились ангелы, которые принесли их на облаках к дому Пречистой.
В день кончины, Мария лежала на одре, вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно засиял яркий Божественный свет, и все увидели, что кровля горницы открыта, и Христос в окружении ангельских сил появился рядом со своей Матерью. Ее душа отделилась от тела, и Господь принял ее на руки и забрал с собой.
На иконах Успения изображается Богородица, лежащая на смертном одре. Вокруг одра расположены апостолы, а за ложем показан стоящий Христос со спеленутым младенцем на руках. Так символически изображается Ее душа.
Икона из Успенского собора храмовая, написана в традиционной иконографии. Этот извод, известный с 1073 г. именуют Успением Киево-Печерским.
В геометрическом центре композиции изображена лежащая на смертном одре Богоматерь, ее руки скрещены на груди. По сторонам от одра находятся апостолы: у изголовья шестеро, в ногах пятеро. Стоящий слева на переднем плане апостол Петр держит в руках кадило, апостол Павел, находящийся справа от одра, простирает руки к стопам Богородицы. На втором плане по центру композиции помещена фигура Иисуса Христа, держащего на руках спеленатого младенца — душу Богоматери, которую Сын забирает на небо. Рядом со Христом слева показан Иоанн Богослов, припадающий к ложу. По сторонам от Христа изображены летящие ангелы с пеленами в руках.
На фоне слева и справа схематически показаны два здания с двускатными крышами и арочными оконными проемами на торцах. Стены зданий декорированы сетчатым орнаментом. Нижнюю часть изображения занимает светлый розоватый плиточный пол. На полу перед ложем установлено Евангелие. Похожий пол по цвету и исполнению можно видеть в иконе «Благовещение» (XVIII в.) из фондов Красноярского художественного музея. Иконы в целом близки по колориту и характеру личного письма, в основе под лики использован темно-коричневого цвета санкирь. Можно предположить, что иконы были написаны в одной мастерской.
Колорит иконы характерен для местной енисейской иконописной традиции XVIII в.: суровый, сдержанный, с преобладанием землистых, голубо-зеленых, серовато-зеленых и серовато-синих, а также розоватых оттенков, в сочетании с темными ликами и яркими акцентами алых киноварных пятен цвета. Образ Богоматери выделен контрастным решением ее одежд. Светлый желтовато-золотистый цвет мафория (плата), сочетается с темно-синего цвета хитоном и является наиболее светлым пятном в композиции. Такой цвет облачения Богоматери достаточно редок, однако встречается еще на нескольких иконах енисейских мастеров XVIII в. В одеждах апостолов и Христа сочетаются красный, синий, зеленый и желтовато-белый цвета. Нимбы Христа и Богородицы, крылья ангелов, кайма на покрывале ложа и крышка Евангелия сохранили следы золочения.
Глубина пространства в иконе решена путем наложения планов. Несмотря на провинциальный характер письма, о чем свидетельствует упрощенность и схематичность ликов, приземистые пропорции фигур, скованные движения персонажей, композиция иконы продумана и лаконична.
Иконный щит состоит из четырех кедровых досок, имеет две встречные профилированные шпонки. Поля иконы зеленые, опушь красная, надписи выполнены киноварью.
Икона была отреставрирована в 2005 г., реставратором Д.Г. Ильиным.