А вы знали о том, что в г. Енисейске в годы Великой Отечественной войны находилась специальная средняя школа военно-воздушных сил №12 (Краснодарская спецшкола ВВС №12), эвакуированная из г. Краснодара?
Специальные школы начали создаваться в СССР накануне Великой Отечественной войны с целью подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ, летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 6 ноября 1940 года № 2276 «Об организации специальных средних школ военно-воздушных сил» уже в январе 1941 года они действовали в 20 крупных городах страны.
Школы ВВС набирались на базе восьмого, девятого, десятого классов средней школы, общим количеством учащихся во всех трех классах не менее 500 человек. В программу обучения кроме обязательных школьных предметов входила военно-спортивная подготовка, включающая летние военно-спортивные сборы, а также предметы специальных служб ВВС.
Школьники, поступающие на обучение, должны были иметь хорошую успеваемость и пройти специальную медицинской отборочную комиссию ВВС. Не менее высокими были требования и к преподавательскому составу – отбирались лучшие педагоги, имеющее высшее педагогическое образование, в том числе из лиц командного состава запаса ВВС. Начальники (директора) школ назначались Наркомпросом (народный комиссариат просвещения) из числа гражданских лиц, но с согласия Управления учебными заведениями ВВС Красной армии. Каждый руководитель школы имел трех заместителей: по учебной работе (завуч), а также по политической и по строевой части. Два последних должны были быть кадровыми военными. Учащимся и преподавательскому составу устанавливалась форма одежды. По окончании спецшколы ВВС выдавался особый аттестат. Выпускники распределялись по военно-авиационным училищам Красной Армии.
Одна из таких школ — специальная средняя школа военно-воздушных сил № 12 была создана в г. Краснодаре.
Поступивших в Краснодарскую спецшколу ВВС №12 распределили по возрастным ротам: восьмиклассников определили в 3 роту, девятые классы составляли 2 роту, 1 рота была набрана из десятиклассников. Каждая рота подразделялась на пять взводов. По меркам обычной школы это пять параллельных классов, в каждый был назначен командир из состава преподавателей школы, по сути, выполнявший роль классного руководителя. 13 января 1941 года начались занятия.
Первый выпуск по ускоренной программе состоялся уже в июне 1941 г. В первые дни войны здание спецшколы было отдано под госпиталь, и 1941–1942 учебный год прошел на новом месте. После летних военно-спортивных сборов учащихся отпустили на каникулы. Но 2 августа пришел приказ о срочной эвакуации школы ВВС, по тревоге удалось собрать только третью часть обучающихся. Путь предстоял далекий и долгий – в Сибирь.
3 августа школа пешим порядком выдвинулась в Сухуми. Далее по железной дороге в Баку, пароходом через Каспийское море в Красноводск, затем поездом в Алма-Ату, к 23 сентября добралась до Красноярска. И только на 62-й день пути – 5 октября 1942 года спецшкола прибыла в Енисейск. Расположились в заброшенных бараках.
По Красноярскому краю был проведен дополнительный набор учащихся, и 26 октября школа приступила к занятиям.
Почему для размещения спецшколы ВВС был выбран город Енисейск, пока не установлено. Но, совершенно очевидно, что немаловажную роль в этом сыграл тот факт, что уже в конце 1930-х гг. в Енисейске был образован авиаотряд легкомоторной авиации.
К сожалению, документами и воспоминаниями преподавателей и учеников, которые приехали из теплого Краснодара в далекую холодную Сибирь, о периоде их пребывания в Енисейске, мы не располагаем.
Тем не менее, рассказы о школе в период ее нахождения в нашем городе оставлены Казаковым Владимиром Павловичем, полковником военно-воздушных сил в отставке. Осенью 1943 года он приехал из Читинской области и был принят в 9 класс спецшколы ВВС №12.
Набор учащихся на 1943-1944 уч. год был объявлен по двум регионам: Красноярскому краю и Читинской области. Желающих было много, но всего 100 ребят успешно прошли медицинскую и мандатную комиссии, и из сборного пункта города Красноярска 20 августа на пароходе «Фридрих Энгельс» за трое суток добрались до Енисейска.
Встреча была торжественной. Вот как описывает ее В.П. Казаков: «В Енисейск пароход приплыл поздно ночью. Было 3 часа, когда нас подняли на ноги. Темень, хоть глаза выколи. Мы со своими чемоданами и котомками вышли по сходням на берег и остолбенели. Под лучами прожектора на пригорке стоял четкий строй курсантов. Они все как один были одеты в зеленые кителя, темно-синие со стрелками брюки, на ногах черные ботинки, а на головах – темно-синие пилотки со звездой. Умереть, не встать. Нас всех построили, как могли, в две шеренги напротив строя курсантов, лицом к лицу, грянул оркестр, потом начальник школы поздравил нас с прибытием, сказал небольшую речь, и нас повели в темноту».
В Енисейске спецшкола ВВС №12 состояла из трех рот и 6 взводов – по два взвода спецов (так называли воспитанников спецшколы) 8, 9 и 10 классов. Начальником школы был Спасский Георгий Михайлович, заместителем Землянский Василий Александрович, заместителем по боевой подготовке – майор Крылов Василий Федорович.
Для учащихся были созданы особые условия. «Спали на отличных кроватях с матрацами, которые были заправлены новенькими простынями и наволочками. После подъема нас провели в столовую и здесь мы увидели столики, покрытые белоснежными скатертями, с букетиками цветов и столовыми приборами. Официантки быстро нам разнесли отличный завтрак. После завтрака нас повели в баню, а после бани выдали нам всем по комплекту парадной и повседневной (для хозяйственных работ) формы. Мы быстро переоделись, и нас начальник школы майор Спасский собрал в красном уголке на беседу и рассказал подробно, чем мы в школе будем заниматься. Тут же он представил нам преподавателей, которые будут нас учить уму разуму. Все преподаватели были в военной форме. Во дворе к моему восторгу я увидел два учебных самолета УТ-2, и в этот первый день ухитрился даже посидеть в кабине и подвигать рулями».
Но к занятиям 1 сентября 1943 года школа ВВС не приступила, по просьбе местных властей ученики были направлены на помощь в уборке урожая в колхозах, как, впрочем, и все школьники Енисейска.
«Задача перед нашей группой была поставлена такая: нам нужно было на лошаденках свозить все снопы пшеницы с полей в овин, перемолотить, отсортировать, провеять, просушить и отвезти зерно на приемный пункт в зернохранилище», – вспоминает В. П. Казаков.
«Мы с жаром принялись за работу, разбились на бригады и начали набивать на ладонях мозоли. Работа была тяжелой, да еще вдобавок с кормежкой было плохо: нам дали мешок картошки, мешок огурцов и ведро меда, а хлеба, сказали, не обессудьте, у нас нет. И научились мы есть огурцы с медом без хлеба. Оказалось вкусно. А хлеб весь шел на фронт.
За три недели мы справились со всем объемом работ и 20 сентября уже были в школе».
Распорядок дня в школе был довольно строгим. Вот как описывает его Казаков В. П.: «Подъем в 6.00, зарядка во дворе, обливание холодной водой по пояс, независимо от погоды пробежка, завтрак, и по классам. После обеда еще два часа занятий, затем самоподготовка, хозяйственный час, ужин, свободный час и в 22.00 – отбой. Кроме всех обязательных для 9-го класса предметов, в программу были включены военные и специальные дисциплины: изучение военных уставов, боевая подготовка, конструкция самолетов и авиационных моторов и теория полетов самолета. Преподаватели были все военные, мужчины, и вся учеба была поставлена на полном серьезе».
«Наша школа была расположена на левом берегу Енисея в непосредственной близости, прямо через дорогу был обрывистый берег, широкая гладь воды, а на другом берегу густые леса, уходящие за горизонт. Сразу за школой Енисей круто поворачивает на северо-восток, а на повороте образовалась небольшая бухта. В этой бухте как утки покачивалась на воде стайка гидросамолетов. Это был Енисейский аэропорт. На занятиях я сидел у окна и неотрывно одним глазом наблюдал, как в небе появлялся гидроплан и тут же перед его посадкой из бухточки выскакивал быстроходный катер, проносился по воде метров 600, круто разворачивался обратно и тут же гидроплан производил посадку. Нам преподаватель по теории полета объяснил, для чего это делается. Когда нет ветра, и стоит полный штиль, то поверхность воды становится как зеркало и летчику очень трудно определить точно расстояние до воды: глазу не за что зацепиться. А когда катер взбаламутит воду, то летчик легко и просто сажает гидросамолет.
Так в повседневных трудах проскочил октябрь, а в первых числах ноября, как снег на голову, на построении объявляют: занятия прекращаются, получен приказ – школе переехать на другое место».
Однако документально установлено, что эвакуация школы проходила с 13 по 17 октября 1943 г., метом дислокации был выбран г. Абакан.
В. П. Казаков рассказывает: «Завтра начинаем погрузку на баржу. И началась работа. Баржу подогнали к самому берегу, и мы по сходням начали загружать наше имущество, которому не было видно конца. Мы, как муравьи, с утра до позднего вечера таскали и таскали все, что под руку попадет… За три дня мы погрузились и отчалили. Была уже настоящая зима, выпал давно снег, было холодно, и по Енисею уже плыли отдельные льдины, и шла шуга. Нам перед отъездом выдали хорошие, добротные американские свитера, бушлаты и на голову вместо пилотки – остроконечные буденовки, темно-синие. А еще выдали также сухой паек продовольствия на 5 дней».
30 июня 1944 года спецшкола была реэвакуирована в свой родной Краснодар. В период нахождения в Красноярском крае с 1942 по 1944 год спецшкола ВВС №12 сделала два выпуска (Енисейск, 1943 г.–56 чел, Абакан, 1944 г.–79 чел.). Выпускников распределили в Харьковскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров (ХВАШСБ) в Красноярске, Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, в авиационные училища Новосибирского военного округа.
Летом 1945 года выпускниками стали 72 сибиряка, которые были набраны в спецшколу ВВС осенью 1942 года в Енисейске (6 из них золотые и серебряные медалисты). Они распределились в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова.
Просуществовала Краснодарская спецшкола ВВС № 12 пятнадцать лет. Она сыграла важную роль в подготовке достойных кадров для военных летных училищ.
Заведующий НИО
Т.Б. Комлева