Икона Богоматери «Знамение»
Енисейск. Середина XIX в.
Дерево, левкас, масло, темпера; рисунок по сырому левкасу
75,2 х 61,8 х 2,8 см
ЕКМ КП 2577 Инв. 1404
«Знамение» — иконография Богородичных икон, в которой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс. В основе иконографии — пророчество о воплощении Спасителя: «…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14). Образ Богородицы Знамение является прямым и зримым изображением слов пророка.
Наименование «Знамение» связано с чудотворной иконой, через которую в 1170 г. Великому Новгороду было явлено заступничество Пресвятой Богородицы. В этот год соединенные силы русских удельных князей, во главе сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на помощь Божию. Дни и ночи они молились, на третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного Знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
Почитание образа «Знамения» для сибирских острогов было не случайно, как известно, на русские остроги периодически совершали набеги кочующие племена. К иконе Богородицы прибегали с молитвой как к защитнице, способной оградить от любых напастей. Одним из первых монастырей в Сибири был основан мужской Знаменский монастырь в Тобольске в 1596 г. Одно из значений слова «знамение» — чудо. Новгородская икона Богоматери «Знамение» прославилась многими чудесами, ее списки широко разошлись по Руси.
В храмах Сибири икона Знамения Богородицы, как правило, хранилась в алтаре в качестве любимого выносного образа. С начала XVII в. Икону представили здесь новгородские архипастыри, приехавшие в образованную в 1621 г. Сибирскую епархию. Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан (Старорусенков, 1621 — 1624), бывший архимандрит Хутынского монастыря близ Великого Новгорода, привез в Тобольск не только списки чудотворного образа, но и иконописцев, которые, несомненно, писали «Знамение» для городов Сибирской епархии.
Этот образ также почитался в Сибири как надвратный, в 1641 г. он упоминается над входом в г. Енисейск, с первой половины XVII в. находился на воротной Воскресенской башне Томской градской крепости.
Икона храмовая, написана в традиционной иконографии и выглядит немного архаичной, однако по времени написания ее можно отнести к середине XIX века.
В среднике иконы изображена Богородица в позе Оранты (молящейся) с воздетыми в молитве руками, на ее груди в овальном медальоне помещено изображение Младенца Христа. Величественная фигура Божией Матери занимает практически всю плоскость иконной доски. Богородица облачена в мафорий светло-вишневого цвета и в синюю тунику. По краю мафория и вороту туники проходит кайма, на рукавах широкие поручи с рисунком по сырому левкасу.
Младенец Христос изображен в круглом щите, на золотом фоне, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой руке он держит свиток. Фон мандорлы и нимб Богоматери выполнены сусальным золотом. На ликах присутствует светотеневая живописная моделировка, однако она выполнена в строгом ключе. Несколько отстраненный образ Богоматери, компенсируется изображением ее живых рук с длинными, тонкими и изящными пальцами. Серо-голубой фон иконы встречается довольно часто в енисейской иконописи, начиная с памятников XVIII столетия.
Икона из музейного собрания имеет практически полный аналог, который хранится в Свято-Троицком храме с. Казачинское. Икона имеет имитацию басменного оклада — орнаментальные поля в виде волн, нарисованных по сырому левкасу. Также рисунок по сырому грунту имеют кайма на плате Богородицы, поручи и оформление ворота туники. Икона написана темперными красками, с добавлением масла, в местах утрат красочного слоя на обеих иконах виден красноватый грунт. Можно сделать предположение, что обе иконы вышли из одной мастерской, более того могли быть созданы одним мастером.