Спас на престоле (Царь Царем), с предстоящими Флором и Лавром
Енисейск. Вторая половина — конец XVIII в.
Дерево, левкас, темпера, золочение (твореное серебро?)
81 х 61 х 2,7 см
ЕКМ КП 2601, Ж – 112
Номер в Госкаталоге: 3571597
Изображения Спаса на престоле принадлежат к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве, и имеют трактовку Царь Небесный и Судия. Сюжет заимствован из текстов Апокалипсиса Иоанна Богослова и из Евангелия от Матфея, где говорится о приходе Сына Человеческого во славе: «… и сядет он на престоле славы Своей». О нем говорил также пророк Исайя, к которому Иисус Христос являлся в видении сидящим на троне в окружении шестикрылых серафимов. Престол (этимасия) является символом небесного мира и грядущей славы Христа. Как правило, его изображают полукруглой формы и украшенным красивой резьбой.
На иконах Спасу на престоле часто предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, либо изображены припадающие избранные святые (например, Зосима и Савватий Соловецкие, или святые равноапостольные Константин и Елена). В рассматриваемой иконе изображены предстоящие святые мученики Флор и Лавр – покровители коневодов.
Святые Флор и Лавр (II в.) – братья-близнецы, жившие в Иллирии, ученики двух христиан-каменотесов. По повелению царя-язычника они должны были построить храм Геракла. Во время работ братья проповедовали строителям Евангелие и исцелили сына жреца, который вместе с отцом уверовал во Христа. Узнав, что святые Флор и Лавр возвели христианский храм и низвергли языческих богов с помощью обращенных в христианство строителей, царь приказал казнить братьев. Когда мучеников хотели сжечь, внезапно начавшийся ливень погасил пламень, тогда их тела бросили в колодец. По преданию в момент обретения мощей святых братьев прекратился падеж скота. Предание также повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Традиция культа Флора и Лавра, как покровителей лошадей, на Русском Севере получила широкое развитие.
На иконе Христос изображен сидящим на престоле с широкой спинкой. На седалище подушка с мелким орнаментом, под ногами ступенчатое подножие. Спаситель облачен в хитон красного цвета и синий гиматий. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, левой рукой поддерживает раскрытое Евангелие с текстом «ПРIИДИТЕ КО МНЕ ВСИ ТРУЖДАЮЩIЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННIИ И АЗ..».
Композиция иконы зеркальна, по сторонам от престола представлены, стоящими в повороте к центральной оси Флор (слева) и Лавр (справа). Флор одет в хитон красного и желтоватого цвета, и зеленоватого цвета плащ. Левая рука святого поднесена к груди, в ней он держит восьмиконечный крест, правой рукой поддерживает плащ. Лавр одет в хитон зеленоватого цвета и красного цвета плащ. Его правая рука поднесена к груди, ладонь левой руки обращена на зрителя. Кресты в руках святых – символ мученичества. Красный цвет в их облачениях также говорит о том, что святые приняли мученическую кончину.
Христос изображен босым, святые в черной обуви. Фон написан растяжкой от голубого к насыщенному синему цвету. Позем в виде коричнево-зеленых холмиков с небольшими травками и кустиками.
Нимбы и престол были позолочены. Нимбы оконтурены красной линией. Красные драпировки моделированы притинками, остальные драпировки прописаны пробелами. Лики написаны сплавленно, карнация серовато-охристая, на лике Лавра с белилами. Кайма черная, опушь красная, фон оконтурен белой линией. В левом верхнем углу на поле орнамент из волют и трехлепестковой пальметты, выполнен белилами. Похожий прием можно встретить на иконе «Огненное восхождение Илии Пророка» из фондов Красноярского художественного музея.
Енисейские иконописцы опирались на столичную линию в иконописи, а также на иконопись Русского Севера. Черные поля довольно часто можно видеть в иконописи XVIII в., как и фон от голубого до насыщенного синего цвета. Однако в иконах енисейского письма XVIII – второй половины XIX синий цвет часто имеет бирюзовый или зеленоватый оттенок.
Характер драпировок напоминает золотопробельное письмо, характерное для иконописи XVII – начала XVIII в. Подобные драпировки можно видеть в иконе «И будет один пастырь и одна паства» (ок. 1756 г.) из иконостаса Спасо-Преображенского мужского монастыря. Общий холодный колорит, использование в иконе ограниченного количества цветов, а также насыщенного красного цвета, можно проследить во многих памятниках местной иконописи XVIII в.
Икона написана на кедровой доске, темперой по левкасу. Доска частично проклеена паволокой, имеет две встречные продольные шпонки.