Избранные святые: Георгий Победоносец, Архангел Михаил, Алексий, человек Божий, Великомученица Варвара
Енисейск. Середина XIX в.
Дерево, грунт, масло. 89,2 х 70,5 х 2,5 см
Успенский собор г. Енисейска
На иконах избранных святых чаще всего изображали образы небесных покровителей заказчика и членов его семьи. Патрональный принцип выбора святых был распространен в Сибири, такие иконы обычно заказывались прихожанами для храмов. Избранные святые изображались фронтально в ряд, а также вполоборота в молении Спасителю, почитаемой иконе Божией Матери, или празднику, расположенных в верхней части образа.
На иконе Архистратиг Михаил представлен в окружении праведника и мучеников, пострадавших за Христа в первые века христианства, все они были знатного происхождения и показали пример истинной веры.
Святой праведный Алексий покинул родной дом и семнадцать лет прожил в Сирии, раздав имущество, и проводил дни и ночи в молитве. После чего от чудотворной иконы Богородицы был глас, назвавший Алексия человеком Божиим. Смутившись от всенародного почитания, Алексий бежал в Рим и пришел в свой родной дом, где провел еще семнадцать лет неузнанным. Только после смерти праведника все узнали кем он был на самом деле.
Святая великомученица Варвара из-за своей красоты была заточена отцом-язычником в башню. Когда отец, решивший выдать ее замуж, разрешил Варваре выходить из башни, она познакомилась с христианами и приняла крещение. Узнав об этом, отец предал ее мучениям и сам обезглавил ее.
Святой великомученик Георгий был одним из военачальников армии императора Диоклетиана. Раздав свое богатое наследство бедным, он объявил себя христианином и принял страшные мучения, но так и не отрекся от Христа. Архистратиг Михаил и Святой великомученик Георгий особо почитались среди казаков как покровители воинов.
Икона храмовая, святые изображены в рост. Справа от геометрического центра композиции помещена фигура Архистратига Михаила, чуть большая по размеру, чем другие святые. Архангел Михаил показан в военном облачении: на плечи наброшен красный плащ, грудь защищает металлический доспех, на голове шлем, на ногах сапожки с традиционными подвязками. В правой руке он держит длинное копье с флагом, в левой – пальмовую ветвь, за спиной Архангела – распахнутые крылья. Слева от него помещена фигура Святого великомученика Георгия Победоносца. Он также изображен в обмундировании римских воинов: в плаще темно-розового оттенка, в металлической кирасе, в шлеме и сапожках. В правой руке святой держит пальмовую ветвь, левой указывает на Архангела. Справа от Михаила показан Святой Алексий, человек Божий, со сложенными на груди в молитвенном жесте руками. Святой изображен в традиционной иконографии ‒ босым в длинной холщовой рубашке. Рядом с ним справа показана Великомученица Варвара, в тунике темно-зеленого цвета и голубом платье, на голове святой белый плат и корона, через правую руку переброшен плащ светлого оттенка, ладонь левой руки обращена к зрителю.
Святые показаны в молении, стоящими на облаках, композиция из фигур выстроена едва заметным полукругом. Взгляды святых Алексия и Варвары обращены к молящемуся, глаза Михаила Архангела подняты к небу. В верхней части иконы над святыми по центру композиции изображен Иисус Христос. Пальцы его правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой руке он держит тонкий скипетр, ею же опирается на большую сферу. Спаситель показан с лучистым нимбом, на светло-желтом фоне. Цвет фона иконы небесно-голубой, переходящий в светло-желтый.
Икона имеет коричневые поля и светло-бежевую рамку. Надписания (имена святых) выполнены белой краской. Щит склеен из трех досок, на обороте имеет две продольные врезные шпонки.
Икона храмовая, написана в живописной манере, с применением светотеневой моделировки, маслом, мазком по форме. Иконописец знаком с принципами академического письма, он мастерски передает фактуру металла и различных тканей. Колорит иконы построен на сочетании красного, охристого, белого, голубоватого и зеленоватого оттенков.