Николай Можайский
Енисейск. Вторая половина XIX в.
Дерево, грунт, масло. 69 х 56,5 х 2,5 см
Успенский собор г. Енисейска. Инв. № 51 (191)
Икона была передана в собор в 1983 г.
Иконы святого Николая с мечом в правой руке и городом в левой восходят к чудотворному образу святителя, прославившемуся в Можайске. Согласно местному преданию, во время нападения неприятелей защитникам города явился святитель Николай, стоящий в воздухе с мечом в одной руке и городом в другой. Враги, устрашенные грозным видом святителя, бежали, а благодарные жители Можайска сделали деревянное резное изображение Николая Чудотворца. Скульптуру святого установили в нише городской стены для защиты от неприятеля, а позже перенесли в надвратный храм. По распространённой версии чудо произошло в XIII или XIV веке, а осаждавшее город войско считают татарским.
О покровительстве Святого Николая Чудотворца казакам дружины Ермака, отправившимся в Сибирь, написано в книге С.В. Максимова «Сибирская святыня». «Остановилась Ермакова дружина на отдых и спешила выстроить часовню в честь Николы Угодника – давняго покровителя и верного пособника всем пловцам по рекам, морям и озерам. Место этой часовни и сейчас цело и свято. В другом месте сохранился и тот древний образ, который ставили казаки по часовням на пути. Держал Св. Никола Можайский в правой руке меч на одоление и посечение врагов Христа и Креста. В правой руке – Божия церковь, которая должна стать на месте идоловых требищ».
Почитание Николы Можайского в Приенисейском крае идет и от первых поселенцев, прибывших на Енисей с Русского Севера, где в традиции было создавать резные изображения святого. Вырезанные из дерева образы Святителя Николая Чудотворца с мечом и храмом зафиксированы в описях церковного имущества храмов Енисейского уезда, как отдельные статуи, так и в составе иконостасов. В обустроенной енисейскими купцами и посадскими людьми Христорождественской церкви Енисейска (1755-1757) в одноименном нижнем теплом приделе на левой стороне в местном ряду иконостаса описи 1795 и 1844 г. отмечают: «образ Николая Чудотворца резной, на нем крест с мощами серебряный под золотом и чернью».
В фондах Красноярского краевого краеведческого музея хранится складень Никола Можайский, с предстоящими Параскевой и Екатериной, который происходит из часовни деревни Лосиноборской Енисейского уезда. Никола Можайский широко почитался в Сибири как покровитель ремесленников и путешественников по водам.
Память Николая Чудотворца отмечается два раза в год: 19 (6) декабря – в день его преставления, и 22 (9) мая – в день перенесения его святых мощей из Мир Ликийских в Малой Азии в итальянский город Бари.
Икона храмовая, Николай Чудотворец представлен прямолично в рост, в традиционной иконографии – Никола Можайский. В правой руке он держит меч, в левой – белый храм с тремя луковичными главками. Святой изображен в епископском облачении: в саккосе красного цвета, в белом омофоре с крестами, в митре. По сторонам от Николая в светлом лучистом свечении показаны Иисус Христос (слева) и Богоматерь (справа). За спиной Николая изображен пейзаж: спокойная река и низкие пологие горы. Небо изображено растяжкой: от светло-розового через голубой – к насыщенному синему цвету. Позём – каменистый берег реки. Живопись выполнена в академической традиции, маслом, мазком по форме. В правом нижнем углу надпись: «Об упокоении Евы в дар церкви.1982 г.»
Образ Николая Можайского написан на фоне местного енисейского пейзажа. Это довольно редкое явление, поскольку в иконописи изображение природы чаще условно. Здесь же очевидно, что за спиной святого изображен Енисей с холмистым противоположным берегом, на переднем плане показан низкий каменистый берег. Фон иконы решен в виде рассветного зарева растяжкой от светло-розового к насыщенному сине-бирюзовому цвету. Подобный изображение фона характерно для икон енисейского письма.
Лик святого на рассматриваемой иконе изображен особым образом. Черты лица имеют более вытянутые пропорции, рисунок бороды, прическа и митра решены так же, как и еще на одной иконе Святителя Николая в Успенском соборе. Очевидно, что обе иконы написаны одним мастером или в одной мастерской, что также подтверждает предположение, что икона была создана в Енисейске.