Так исторически сложилось, что Сибирь издавна была местом ссылки, и советское время не стало исключением. Волна репрессий, охватившая Советский союз в 1930-е годы, затронула большую часть населения страны. К антисоветским элементам относились люди по социальному происхождению, представители религии, белогвардейцы, люди с судимостью, все, кто активно или пассивно выступал против советской власти и члены их семей. Часть этих людей приговаривали к расстрелу, а остальных отправляли в лагеря и тюрьмы. Судьбы невинно осужденных людей составляют трагическую страницу в истории нашей страны.
Сегодня мы хотим рассказать о воспоминаниях человека, который на себе испытал все лишения и тяготы того жестокого времени.
В 1990-х годах научные сотрудники Енисейского краеведческого музея активно вели исследовательскую работу по выявлению жертв политических репрессий, которые пребывали в городе Енисейске. В результате переписки в 1994 году наш фонд пополнился воспоминаниями Федора Исаковича Витенза. Автор назвал их «Записки на память».
Они представляют собой тетрадь, сшитую из 53-х машинописных листов. На первом листе приклеена фотография 1950 года, где запечатлен автор с женой и сыном, на обороте этого листа также прикреплены две фотографии Ф.И. Витенза 1946 и 1949 годов, в конце тетради есть содержание по главам.
В записках запечатлен наиболее яркий период его жизни: с 1930 года по 1956 год – период сталинских репрессий. Федор Исакович делал эти записи для внуков, чтобы они могли их прочитать, когда появится необходимость.
Федор Исакович изложил события собственной жизни без сетований на судьбу и обвинений. Факты, описанные им, говорят сами за себя.
Витенз, имея инженерное образование, в 1929 году руководил коллективом прокатного цеха на металлургическом заводе №6 в Москве. В 1933 году его мобилизовали для работы в сфере тяжелой промышленности и отправили в Таганрог. Результаты работы коллектива таганрогского металлургического завода были успешными. Внезапно был арестован директор завода, затем аресты работников предприятия приняли массовый характер. Ф.И. Витенза арестовали в октябре 1937 года. Он считал, что арест — это тяжелая следственная ошибка. Но в июне 1938 года ему было предъявлено обвинение в том, что он знал, но не донес о существовании троцкисто-бухаринской организации, возглавляемой директором Таганрогского металлургического завода. Приговор был вынесен Судом Военной Коллегии из трех человек быстро: 12 лет тюремного заключения с конфискацией имущества.
Федора Исаковича отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Летом 39-го года руководство лагеря использовало заключенных для строительных работ. Бригада, где работал Витенз, закладывала фундамент будущей больницы. Здание возводилось на месте монастырского кладбища.
По требованию Норильлага с Соловецких островов в августе 1939 года в Норильск были направлены трудоспособные заключенные, в их число попал и Федор Исакович. Именно они начали капитальное строительство комплекса зданий и сооружений будущего комбината. Люди трудились на открытой местности в экстремальных условиях: суровый северный климат, скудное питание, тяжелая физическая работа в одежде, которая не успевала просыхать, так как продолжительность официального трудового дня — 10 часов, но еще 4 часа уходило на сбор, проверку, путь к стройплощадке туда и обратно, перерыв.
Вскоре Федора Исаковича с общих работ перевели под руководство Ольги Николаевны Лукашевич в опытно-металлургичекий цех, который также находился на стадии организации. Витензу поручили проведение исследований. Этот перевод помог ему пережить первую заполярную зиму. Но все же его периодически снимали на строительные работы. Тем не менее, образованный опытный металлург был необходим заводу, в 1943 году Федора Исаковича Витенза назначили начальником химлаборатории и теплоконтроля в серно-кислотном цехе.
За годы работы на этом участке он внес много рационализаторских предложений. Наиболее важные из них были утверждены приказом по Норильлагу, а Федор Исакович премирован. За хорошую работу и добросовестный труд политическим заключенным не снижали срок наказания, в отличие от уголовников. Только в самых исключительных случаях, по ходатайству комбината перед правительством. Такие прошения приравнивались к ходатайствам о правительственных наградах. Витензу снижали срок два раза, в результате 12 лет тюремного заключения были заменены в общей сложности 10,5 годами работ в исправительно-трудовых лагерях.
В долгожданный день – 26 апреля 1948 года его не освободили, вместо этого Федора Исаковича заочно приговорили к ссылке на вечное поселение. Взамен паспорта ему выдали документ на жительство, где было указано, что каждые две недели он обязан отмечаться в отделе госбезопасности и не отъезжать от места жительства более трех километров. Он продолжил работать на комбинате до 1950 года, когда по распоряжению правительства все бывшие политические заключенные, занимающие административные должности, были сокращены и высланы из Норильска.
В заявлении в органы госбезопасности местом своей дальнейшей ссылки Витенз указал Енисейск. В городе квалифицированной работы не хватало, люди брались за любую, чтобы не голодать. Иногда ссыльным могли пообещать оплату, а после окончания работ не рассчитаться. После долгих поисков Федору Исаковичу удалось временно устроиться инженером жилищно-коммунального отдела судоверфи. Затем его перевели на постоянную работу в производственный отдел, где он и трудился до реабилитации в 1956 году.
Отправляя свои воспоминания в музей, Федор Исакович писал: «Мне хочется верить, что для изучения истории «записки» могут пригодиться».
Ежегодно 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий, он напоминает нам об исключительной ценности человеческой жизни. Хочется надеяться, что знание истории страны поможет избежать повторения подобных кровавых испытаний в будущем.
Т.А. Гафарова,
научный сотрудник