Сибирь долго время в представлении людей была краем непроходимой тайги и непуганых медведей. Население европейской части нашей страны считало эти края дикими, что уж говорить об иностранных гражданах. Тем не менее, иностранцы в Сибирь заезжали, причем целенаправленно.
Одной из причин, по которой иностранные граждане проделывали непростой путь, была торговля. М. Кохригин писал, что в Енисейск на ежегодную Успенскую пушную ярмарку, которая проводилась в августе, по речной дороге приезжали не только российские, но и греческие, армянские, бухарские и другие купцы. Известно, что китайские купцы активно торговали с сибирскими городами. Везли чай, ткани и обменивали свои товары на меха. В записях Александра Игнатьевича Кытманова упоминается, что в 1712 году через Енисейск проезжало китайское посольство, которое направлялось к калмыцкому тайше Аюку.
Торговля активно развивались. До 1890 года торговать в Сибири было выгодно, потому что ввозимые товары не облагались пошлиной, а потому английские, польские, китайские и другие лавки в сибирских городах были не редкостью. Так, например, в Енисейске имелся «Варшавский магазин», принадлежавший поляку Матушинскому. Какое-то время был магазин, который держали англичане и назывался он «Нея и Штока», где, как писали очевидцы, товары стоили весьма дорого. Китайский магазин в городе в свое время тоже имелся.
Но не только торговля была причиной присутствия людей иностранного происхождения в Сибири. Ссылка также обеспечила большой приток поселенцев в сибирских городах.
В Маковском остроге по записям А.И. Кытманова в 1712 году проживал адъютант шведского короля Канифера, взятый в плен в 1708 году. Шведские военнопленные проживали и в других населенных пунктах, так как их после Смоленской войны ссылали в Сибирь по приказу Петра I.
Также после восстания в Польше в 1863 году в Енисейскую губернию было сослано 4419 человек, среди которых были не только поляки, но и литовцы, белорусы и украинцы.
С XVIII века начинается систематическое изучение Сибири. Наш край всегда вызывал интерес в научном сообществе Европы, поэтому многие иностранцы приезжали в составе экспедиций.
По приказу Петра I в Сибирь в 1719 году отправляется экспедиция под предводительством немецкого ученого Даниила Готлиба Мессердшмита. В Сибири он занимался исследованием бассейна реки Енисей, астрономическим определением северной широты на Нижней Тунгуске – это были первые научные данные, которые легли в основу картографии края. Также Мессердшмидт наблюдал за языками кетов, тунгусов, селькупов и делал записи об их быте. В Енисейске немецкий ученый побывал дважды в 1723 и 1725 годах.
По приказу императрицы Анны Иоановны в 1733 году была снаряжена экспедиция для исследования и описания северных берегов Сибири. Возглавлял экспедицию датский мореплаватель Витус Беринг.
За Мессердшмитом и Берингом в Енисейск последовали и другие путешественники. В нашем городе побывал шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд. Александр Игнатьевич Кытманов так описывал цель его путешествия: «Профессор Норденшельд, желая еще убедительнее доказать, что плавание его на парусном судне «Превенъ» в прошлом году к устью Енисея не было случайностью, решил совершить в настоящем (1876) году плаванье на пароходе к устью же Енисея. Для научных исследований, как в Карском море, так и в бассейне реки Енисей, кроме морской экспедиции, в состав которой вошли сам Норденшельд, Челман и Струксберг, из Швеции отправилась сухопутная экспедиция, состоящая из начальника – зоолога Теля, и ученых: зоолога Трибома, ботаников Бренкера и Арнеля. Эта экспедиция должна была отправиться из Енисейска на лодках по Енисею до встречи с экспедицией Норденшельда в низовьях реки». Данную экспедицию освещали как российские, так и зарубежные печатные издания.
Енисейск посещал и английский мореплаватель Джозеф Виггинс,у которого Сибирь вызвала большой интерес. В 1874 году Виггинс прошел на своем судне «Диана» из Карского моря до устья Енисея и вернулся обратно в Европу. Это было не единственное путешествие Виггинса по великой Сибирской реке — летом 1876 года английский мореплаватель уже на шхуне «Темза» вновь совершил плавание по Енисею.
В XIX веке с началом эры пароходства выдвигалась идея придания Енисейску статуса «открытых дверей», что активно поддерживалось как местным купечеством, так и представителями иностранных компаний. Джозеф Виггинс так описывал потенциал торговых отношений Сибири и Европы: «Природа, наделив Сибирь богатейшей системой рек, прямо указывает морской путь, как самый удобный и экономически самый выгодный для её отношений с Европой, которые могут и вероятно примут весьма обширные размеры».
Так, по словам Александра Игнатьевича Кытманова иностранные и русские мореплаватели пробивали Енисейскому краю окно в Европу.