Участники далекой уже драмы,
Согретые Сибирью в страшный час,
Уверен, называют край наш мамой
И слезы у них катятся из глаз!
Валерий Пономарев
С самых первых дней Великой Отечественной войны сотни тысяч детей остались без родителей, их судьбы нужно было устраивать, и по всей стране стали создаваться детские дома.
В 1941 году в г. Енисейске было уже два детских дома. В них содержались дети школьного возраста, а ребятишек до 7 лет, оставшихся без родителей, направляли в дошкольные учреждения г. Канска или г. Ачинска.
Количество детей-сирот стремительно увеличивалось, а в 1942 году их число значительно выросло за счет детей из семей депортированных немцев Поволжья, родители которых по решению руководства страны были мобилизованы в «Трудармию».
По этой причине в сентябре 1942 г. исполком Енисейского городского совета депутатов трудящихся обратился в Отдел народного образования Красноярского края с просьбой о выделении дополнительного финансирования на содержание детских домов. Необходимость была вызвана увеличением в них контингента детей: 28 дошкольников, матери которых были отправлены на трудовые работы, определены в детдом №2, 21 школьник помещен в детдом №1. Подростки, которым уже исполнилось 13-14 лет, были трудоустроены в колхозы. Учреждения для сирот были переполнены и работали на пределе возможного, что и стало предпосылкой к принятию в июле 1943 г. решения об открытии в г. Енисейске еще одного детского дома для малолетних.
Приютом для малышей стал старый деревянный двухэтажный особняк по адресу пер. Красноармейский № 30 (сейчас ул. Бограда, 77, ул. Дударева, 42), расположенный практически на окраине города, без благоустройства и электричества, как, впрочем, и все жилые дома в этой части города. Большим его преимуществом было наличие на территории надворных построек и огорода, а значит, появлялась возможность ведения подсобного хозяйства.
Директором была назначена Старцева Зинаида Степановна. К сожалению, никаких сведений об этой женщине не сохранилось, но то, что она сумела сделать – это, своего рода, подвиг. Детский дом нужно было создавать с нуля, а приобрести необходимое для его открытия оснащение было негде. Город оказывал всемерную помощь, но собственных ресурсов было недостаточно, все отправлялось на фронт, в фонд Красной Армии.
Для решения вопроса Зинаида Степановна обращается в Край ОНО с просьбой разрешить передачу с подсобного хозяйства 2-го детского дома 3-4 коровы и 1 лошадь, а также дать указание директорам детдомов №1 и №2 выделить после сбора урожая необходимое количество овощей. Кроме того, на 60 фактически принятых детей необходимо было найти одежду, обувь, постельные принадлежности.
Одновременно директор начинает набирать сотрудников. Первостепенная задача – создать условия для размещения детей, обустроить быт и обеспечить питание малышей. Поэтому одними из первых приняты на работу бухгалтер и кладовщик.
Подготовка к открытию прошла в короткие сроки и 15 октября 1943 года детский дом начал свою работу.
В архиве г. Енисейска хранится Паспорт детского дома №3 (тип детдома – дошкольный) на 1 декабря 1944 г., вот некоторые данные из него:
-детей всего 92: из них малышей в возрасте 3-7 лет – 89, 8-11 лет – 3 ребенка, учатся в школе 13 человек;
-педагогический персонал – 7 (по штату 10), из них имеют педагогическое образование – 4. Остальные 14 человек штатных сотрудников – обслуживающий персонал;
-помещения: 2 спальни, 2 комнаты для занятий, 2 медицинских изолятора, кухня;
-наличие инвентаря: кроватей – 53, стульев – 80, столов обеденных –10, одеял шерстяных (половинки) – 33. Катастрофически не хватало посуды, обуви, одежды, особенно зимней;
-освещение – керосиновые лампы, отопление – 9 печей;
-хозяйственные постройки – скотный двор, дровяной сарай, овощехранилище, сарай для кормов, в подсобном хозяйстве – 1 корова, 1 лошадь, ульи с пчелами.
И еще один документ – акт обследования детского дома №3 (март 1944 г.) комиссией здравоохранения, в котором описывается бедственное материальное положение учреждения: «…помещения настолько малы, что не представляется возможность увеличить количество коек, поэтому дети вынуждены спать по 2-3 чел. на койке. Матрасы почти пустые мешочки, в которых имеется небольшое количество трухи. Одеялки маленькие и ни в коем случае не хватает накрыть тельце ребенка. К тому же очень выношенные и в них, конечно, никакого тепла. Помывка детей проводится редко из-за отсутствия бани и недостаточного количества воды, которой иногда не хватает даже для питья… много детей с пиодермией, анемичных дистрофиков – 50%, с алиментарной дистрофией – 30 %. Питание весьма не калорийное, утром чай без сахара и без жиров, в обед суп с крупой в весьма ограниченном кол-ве без второго, вечером чай без жиров и сахара…».
Городские власти в своей работе уделяли большое внимание детским домам, на заседаниях Енисейского Горсовета регулярно рассматривались вопросы их деятельности, принимались необходимые меры для улучшения условий проживания детей, шефствующие организации помогали топливом, продуктами и вещами.
Весной 1944 года детский дом пополнился детьми-сиротами, депортированными из Калмыцкой АССР, и учреждение, рассчитанное на 100 детей, стало приютом для 130 человек.
После окончания войны сирот меньше не становилось, в детдом поступали дети из многодетных семей погибших военнослужащих, в которых матери не имели возможности их прокормить. К тому же появились новые категории: «родители, отбывающие заключение», «мать – член семьи изменника Родины».
В материальном плане ситуация в учреждении постепенно улучшалась. Уже в мирное время детскому дому было выделено второе здание, увеличилось подсобное хозяйство, улучшилось питание и обеспечение одеждой, появились книги и игрушки.
А судьбы детей сложились по-разному: кого-то забрали в приемную семью, кого-то смогли разыскать родители – уехали домой, а большинство малышей подрастали и переводились в другие детские учреждения.
Дошкольный детский дом №3 г. Енисейска работал до 1950 года, а затем был расформирован. Немногие наши жители знают о существовании этого «теплого дома в холодной Сибири». Но забыть о нем мы не имеем права хотя бы потому, что для кого-то он стал маленькой частью большой дороги жизни.
Научный сотрудник Комлева Т.Б.