В этом году, 23 декабря (12 декабря по старому стилю), празднуется 240-летие со дня рождения святого праведного Даниила Ачинского, местночтимого святого, чья праведная жизнь и смирение обратили на себя внимание мирян.
Старец Даниил (Даниил Далие) родился в местечке Новые Санжары, получив имя Даниил в честь святого Даниила Столпника. Заменив больного отца, помогал вести хозяйство, в возрасте пятнадцати лет был взят на службу в артиллерию. Участвуя в Отечественной войне 1812 года дошел до Парижа. Даниил Далие, несмотря на ревностное служение царю и звание унтер-офицера, тяготился военной службой. После семнадцати лет безупречной военной службы Даниил просит о том, чтобы его отпустили в монастырь, либо в пустынь, но получает отказ от начальников. Попытки увещевания и вразумления и карцер только ещё более укрепили Святого в решении покинуть службу. В конце концов, по делу Даниила Делие состоялся военный суд. Судили его за «намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства», лишили за это воинского звания и назначили ссылку.
В сибирскую ссылку на пожизненную работу в Боготольский винокуренный завод Даниил пришёл в кандалах. «Шел он вместе с преступниками в кандалах, которые хотели с него снять, но он не позволял снимать и называл их карманными часами», — повествует в своем «Сказании о старце Данииле» инок святой горы Афон Парфений – насельник русского Пантелеимоновского монастыря. По свежим следам, через 10 лет после Даниловой смерти собрал он сведения о праведнике.
Много претерпел Даниил. Особенно ненавидели его за приверженность к молитве. Однажды зимней порою пристав Афанасьев посадил обнаженного узника на крышу своего дома и велел из машин поливать его водой, сам же насмешливо кричал снизу: «Спасайся, Даниил, ты же святой!» Узник безропотно терпел все издевательства, полагая, что за грехи свои достоин куда большего наказания. Но когда после очередных измывательств над его жертвой приставу развернуло голову так, что лицо оказалось позади, а затылок встал на место лица, он испугался не на шутку, воспринял это как кару Божию и попросил прощения у смиренного каторжника, которого постоянно обзывал святошей. На что Даниил без обиды ответил ему: «Бог тебя простит, ибо я еще большего наказания достоин, потому что я – клятвопреступник». Вероятно, он имел в виду отказ от воинской службы.
После новых злоключений и неоднократной молитвенной помощи каторжника, уверовав в святость Даниила, его недавний мучитель вообще отпустил узника на волю, написав в донесении губернатору, что тот неспособен к работе.
Старец переселился в город Ачинск и попросил себе келью самую маленькую. Потом перешел он в дом купца Алексея Хворостова, строителя Казанской церкви. У него также построил келью и жил в ней несколько лет. Много разных трудностей претерпел старец. Последние годы переехал он в деревню Зерцалы, в семнадцати верстах от Ачинска. Там его келья была размером с гроб, окно в келье размером в медный гривенник. Занимался Даниил и рукоделием в узких сенцах своего убежища, сшивая простую одежду. Но никакого поощрения или денег за труды никогда ни от кого не принимал. Все это очевидно представляло собой тайную милостыню. С той же целью помощи нуждающимся подвижник глубокой ночью покидал свою келью и помогал работами для бедняков. Убеленный сединами божий человек безмолвно возделывал землю, жал хлеб и косил луговые травы. Копал также большие крестьянские огороды.
В 1843 году, в январе месяце, старец отбыл из Ачинска в Енисейск. Пригласила его туда игуменья Енисейского монастыря Евгения, бывшая жительница Ачинска, которой, когда она еще была барыней и жила с мужем, старец предсказал монашеское будущее. Он обещался пожить при ней, и, как она сама удостоверяет, все, что он говорил относительно ее жизни, исполнилось верно. В Енисейском монастыре и жизнь свою окончил старец.
Паломники продолжали приезжать в Енисейск на могилу старца, чая получить помощь и утешение.
1 мая 1920 года по приказу властей мощи праведного старца были выкопаны и выставлены на всеобщее обозрение горожан, а часовня снесена. С тех пор местопребывание мощей неизвестно.
Данное панно, хранящиеся в Енисейском музее-заповеднике, является первым портретом праведного Даниила, и образцом для дальнейшего распространения образа в литографиях, которые печатались с 1866 г., а возможно и ранее, в типографиях Троице-Сергиевой лавры. Отреставрировано в 2021 году. Реставратор Д.С. Лиснянская.
Панно «Старец Даниил»
XIX в. Холст, масло, живопись. г. Енисейск
В 1999 году старец Даниил был прославлен в Красноярско-Енисейской епархии как местночтимый святой. Протоиерей Геннадий Фаст написал по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония церковную службу святому старцу, в том числе и молебный канон.
Тропарь, глас 8:
Образ воздержания и молитвы светильниче явился еси, праведне старче Данииле, Сибирский наставниче и Божий угодниче, Христа возлюбил, мира отреклся еси и ближним послужил еси, моли ныне о чтущих тя и любовию к тебе притекающих.
Тропарь, глас 4:
В студеной земле Сибирстей усердно подвизался еси, яко во гробе живый пребывал еси, еже молитися Богу пламенне, праведный старче Данииле, возжигай сердца наши любовию нетленною и моли милостиваго Бога спастися душам нашим.
Память праведному Даниилу совершается 28 апреля (15 апреля ст. стиля) и 23 июня (10 июня ст. стиля) (Собор Сибирских святых).
Анастасия Сычевник
Художник-реставратор