Сказки, относящиеся к устному народному творчеству, являются яркой иллюстрацией культуры региона и самобытности народа. Ведь через сказочные образы и сюжеты мы знакомимся с представлениями об окружающем мире, традициях, ценностях своих предков. Именно сказки и легенды содержат архетипические образы и сюжеты, отражающие знания, переживания и опыт многих поколений, а также выступают предметом исследования и научного анализа.
В научный обиход понятие «архетип» ввел К.Г. Юнг, определяющий его как «первооснову, универсальные мотивы и образы, общезначимые для культуры смыслы и значения», которые формируются в конкретных исторических и социокультурных условиях. В этом контексте можно говорить о смысловых особенностях архетипа в разных странах и регионах, у разных социальных групп, что получило название «русский культурный архетип». В наиболее чистом виде архетипы присутствуют и сохраняются в сказках, легендах, мифах, народных песнях. Одним из таких культурных архетипов является образ богатыря в сказках и легендах Приенисейской Сибири.
К Приенисейской Сибири обычно относят западную часть Восточной Сибири, прорезаемую и как бы объединяемую Енисеем. Она вытянута с севера на юг — от Таймырского полуострова, где находится самая северная материковая точка нашей страны и всей Азии, до лежащих почти на 3000 км южнее горных котловин Тувы. Главной меридианой Средней Сибири служит Енисей.
Приенисейская Сибирь была местом постоянного проживания коренных малочисленных народов – тувинцев, хакасов, ненцев, эвенков, эвенов и др. Позднее, «по пути Ермака», на сибирскую территорию прибыли казаки, охотники за пушниной, иноземцы, старообрядцы, беглые крестьяне и преступники. Результатом взаимодействия стало появление образа типичного сибиряка или «сибирского человека».
О ком же слагали легенды и рассказывали сказки сибирские люди? Мужские архетипы в сказках и легендах Приенисейской Сибири представлены образами шамана, старца, братьев, медведя и богатыря. Полагаем, что собирательный образ богатыря отражает качества атамана Ермака Тимофеевича и его дружинников; тобольских казаков во главе с сыном боярским Албычевым и стрелецким сотником Рукиным, основавшими Енисейский острог; воеводы Андрея Дубенского и др.
Для богатыря характерна борьба с многочисленными врагами, при этом победа возможна лишь собственным человеческим подвигом силы и бесстрашия, большею частью без всякой посторонней и, в частности, без чудесной волшебной помощи. Таким был Василь Многогрешный, полковник из поруба, герой легенды (1679), сосланный государевым указом в Красноярский острог за измену и клятвопреступление. В это время участились набеги енисейских киргизов, моторских татар, качинцев во главе с князем Иренеком на Красноярск. 14 сентября 1679 года, во время очередной осады, погибли практически все жители острога, в числе немногих выживших был и ссыльный – «полковник (Василь Многогрешный) вылез из ямы – исхудавший и напоминающий скелет, обтянутый кожей». Он и возглавил оставшихся защитников: «…бился явственно, не щадя головы своей…пушкаря заставливал и указывал и сам прицеливался, а затем приказал открыть ворота и повел остаток войска в атаку». Во время этой отчаянной вылазки противник отступил, а князь Иренек был ранен. Служилые казаки отправили царю челобитную о героизме Василия Многогрешного и просили о помиловании. Полковника не только освободили, но и возвели в «дети боярские», назначив высокое жалование.
Поскольку Сибирь долгое время воспринималась как место опасное, неизведанное, доступное только избранным, самым сильным, бесстрашным людям, поэтому представления о богатырях, их качествах были идеализированы и часто преувеличены. В «Саянской легенде» речь идет о богатырском племени Саян: «это были люди, любившие труд, свободу и мир. Но их было мало». Самый сильный богатырь из дружины Саян – богатырь Кулумыс – сразился в бою с молодым ханом и только сотни врагов смогли его одолеть. В «Каменной сказке» повествуется о своенравном могучем царе Енисее, сила и богатырский рост которого наводили ужас на окружающих. А в «Легенде о том, как богатырь Угур-Муран Енисеем стал» описывается, что «силы он был страшной – трехсотлетнюю лиственницу, в пять обхватов человечьих, с корнем вытащил, как морковь на огороде. О силе его и доброте много слухов ходило по тайге. Будто он никогда не обидит слабого и всегда защитит его от обидчика».
Красота и внешняя привлекательность также относятся к характерным особенностям богатыря. В ненецкой сказке «Нохо-силач» внешность героя описывается так: «…на его белом лице два узких глаза поперек, как острым ножом прорезаны – так он был красив … в те времена, говорят, сильнее Нохо никого не было. Очень был сильный парень».
Отличительной чертой богатыря является необыкновенная физическая сила, высокий рост, крепкое телосложение. Обычные люди относились к богатырю с уважением к его превосходству, почитанием и гордостью за принадлежность к одному народу. Так, в легенде, популярной среди тюркских народов Енисейской губернии, «Портрет богатыря» речь идет о великане Кангзе, которого «враги опоили несколькими бочками вина, подцепили железными крюками…». А в 1890 году по таежным поселениям прошел слух, что найден портрет Кангзе, который удалось похитить у русских. Многочисленные ходоки пошли в стойбище хранителя, чтобы увидеть изображение великана, а по возвращении рассказывали, что «русским пришлось связать богатыря спящим, т.к. он в десять раз больше обычных людей, и приставить к нему лестницу, чтобы закрепить узлы». Спустя некоторое время выяснилось, что это была иллюстрация из книги Д. Свифта о приключениях Гулливера. Однако существование этой легенды свидетельствует о потребности людей в таких героях и, что важнее, вере в их мифические богатырские качества.
Подводя итог, отметим, что в устном народном творчестве – сказках, легендах, былинах – складывались значимые, общие для людей образы-архетипы, по сей день формирующие нашу культурную идентичность. А архетипический образ богатыря отражает силу и мощь сибирской природы, Енисея-батюшки, сибиряков.
Научный сотрудник
Казакова Т.В.