В Енисейском музее-заповеднике хранится удивительная коллекция домотканых льняных полотенец конца ХIХ — начала ХХ в. Данные предметы были переданы в дар музею жителями города Енисейска и Енисейского района. Из большого количества полотенец выделяется целое направление — рушники. От полотенец, которые применялись только в быту, они отличаются тем, что исполняли роль оберега, красной нитью проходя через всю жизнь человека. Рушники сопровождали человека в течение всей жизни, в радости и горе: при рождении, свадьбе и похоронах.
Название «рушник» произошло от слова «рушить» или отрывать, отрезать, то есть «отрез ткани». Для украшения рушника употребляли вышивку, кружево, ткачество в различных техниках. Его традиционные размеры: 30-40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Так выглядел самый распространённый вид рушника — трёхчастный.
Домашнее ткачество, вышивка, вязание в крестьянских семьях было женским уделом. Именно женщина была хранительницей обрядов и традиций, которые должны были обеспечить благо семьи. Полотенце, в котором гармонично сочетаются утилитарные (практическая применимость, прикладной характер) и эстетические функции с ярко выраженной этнической окраской, несомненно, является одним из лучших образцов народного искусства. Язык народной вышивки — это система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Чтение узоров на рушниках — это часть православной культуры русского народа. Оно невидимыми связями соединяет человека с его родом и предками. Вышитые узоры орнаменты — это зашифрованная весть о судьбе, природе, об обычаях нашего народа и обусловлены национальным колоритом.
Домотканое льняное свадебное полотенце. На концах полотенца вышит цветочный орнамент в черно-красной цветовой гамме, символизирующей мужское и женское начало. На кружевах вывязаны петухи повёрнутые друг к другу, символы жениха и невесты. Будучи птицей солнца, петух издревле считался священным. Белый петух отгоняет злых ночных духов. Это также символ семейного счастья и благополучия.
Полотенце передано в дар музею директором Ниной Александровной Грошевой в 1959г.
Домотканое льняное свадебное полотенце, которым связывали руки молодых. Вышитая парочка молодых в стилизованной гирлянде из цветов символизирует величие матери, её важную роль в продолжении рода. По краям симметрично вышиты птицы-петухи, символы жениха и невесты. Выше представлен антропоморфный орнамент, в котором используются повторяющие изображения женских и мужских стилизованных фигур. Передавалось из поколения в поколение.
Полотенце передано в дар музею жительницей г. Енисейска, художником музея Еленой Александровной Титовой в 2002 году.
На домотканом льняном венчальном полотенце вышиты черными и красными нитками веточки и грозди винограда — символ бессмертия рода, красоты, жизненной стойкости и силы. Виноград раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград — это жизненная нива, на которой муж — сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом.
Сглаз или порчу можно было «смыть», отерев лицо, а всё негативное утекало по этим кистям и покидало дом.
Полотенце передано в дар музею Филипом Семёновичем Власовым в 1979 году.
На домотканом льняном свадебном полотенце вышит крестиком цветочный орнамент из пышных красных роз и черных цветов. Старое название розы — ружа, созвучно древнему названию Солнца — Ра. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Передавалось от бабушки дочке, потом и внучке.
Полотенце передано в дар музею Татьяной Александровной Ямщиковой в 1986 году.
Домотканое льняное свадебное полотенце, которым связывали руки молодых. Вышивка отличается многоярусной орнаментальной композицией, вышитой на основном полотне. Горизонтальная красная линия разделяет небесный свод с поверхностью земли. Выше горизонтальной линии представлены симметрично птицы – голуби, символ жениха и невесты, головками повернуты друг к другу. Крылья опущены, тем самым символизируя готовность создать семью. Голубь — символ мира, непорочности. Считается посланником Божьим, приносящим счастливые известия. Этот оберег способен очистить окружающее пространство от слёз и злословия. Между ними и над головой вышита Богородичная звезда (важный христианский символ матери). Ниже небесного свода вышит геометрический зигзаг – символ благодатного дождя и пожелания хорошего урожая. Точки в зигзаге символизировали семена. Передавалось из поколения в поколение.
Полотенце передано в дар музею жительницей г. Енисейска, художником Еленой Александровной Титовой в 2002 году.
Домотканое льняное свадебное полотенце, которым украшали икону, благословляющую жениха и невесту. Вышитый стилизованный под цветы повторяющийся орнамент — символ долгой счастливой жизни молодых. Край полотенца украшен изящным кружевом. Передавалось по наследству.
Полотенце передано в дар смотрителем музея Татьяной Вадимовной Лебедевой в 2000 году.
Домотканое льняное полотенце для украшения свадебного кортежа. На концах полотенца орнамент, вытканный в технике браного ткачества в виде широкой полосы (ленточный декор). Рисунок геометрический, выполнен красными хлопчатобумажными нитями фабричного производства. Декор представляет собой трехъярусную ленточную композицию, состоящую из центральной широкой полосы и узкого и широкого бордюра по верхнему и нижнему краям. Раппорт рисунка расположен по горизонтали. В верхней части бордюра чередуется фигура в форме косого креста. Согласно христианскому преданию, именно на таком по форме кресте был распят апостол Андрей. Родители дочерей и сами девушки просили святого Андрея Первозванного об удачном замужестве. В центре композиции представлены звезды Алатырь (Крест Сварога) – восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Все мёртвые, ныне живущие и ещё нерождённые люди, являются единым родом. Это око рода. По нижнему краю орнамент из чередующихся между собой сложных ромбов «с отростками». Ромбы по древним славянским поверьям воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. 4 точки в ромбе — мельница. Розетка — солнце, символизирующее радость, плодородие. Композиционный тип орнамента повторяется в 6,8,10 раппортах. Шесть — число здоровья духовного, физического, восемь — число Вселенной, Бесконечности, символ достатка и благоденствия, десять — число цельности, число самодостаточности, совершенства. Полоса орнамента имеет контур, вытканный красными линиями. Края полотенца украшены кружевом с вывязанными листьями дуба, священного дерева, воплощения Перуна, бога солнечной мужской энергии, жизни. Передавалось по наследству.
Полотенце передано в дар смотрителем музея Татьяной Вадимовной Лебедевой в 2000 году.
Домотканое свадебное льняное полотенце. Украшено вышивкой в виде крыш теремков, а между ними — цветок в вазе, символизирующий очистительный огонь и солнце. Он был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением. Восьмилепестковый цветок на верхней части конька дома — главный символ рода и оберега. На полотенце надпись: «Ни трудна мая работа угадить было ахота утираисi». Кружево оторвано.
Полотенце предано в дар музею учителем Верой Николаевной Конаковой, жительницей с. Плотбище Енисейского района в 2010 году.
Домотканое отбеленное льняное полотенце. Украшено вышивкой крестиком: красные маки, утопающие в яркой зелени, — символ девичества, целомудрия и юности. Края полотенца украшены кружевом с вывязанными пионами. Переходило от матери к дочери.
Полотенце передано в дар музею жительницей г. Енисейска Татьяной Вадимовной Лебедевой в 2010 году.
Домотканое льняное полотенце. Украшено геометрическим орнаментом в красно-сером цвете в виде стилизованных цветов и веточек. Цветок символизировал очистительный огонь и солнце. Он был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением. Края полотенца украшены кружевом с кистями. На кружеве связан геометрический орнамент. Переходило по наследству от матери к дочери.
Полотенце передано в дар музею жительницей г. Енисейска Натальей Геннадьевной Вопиловой в 1985 году.
Домотканое льняное полотенце. Пряла нить, ткала ткань Копылова Лукерья Афанасьевна, вышивала цветочный орнамент и инициалы «Б С» Белокопытова Степанида (дочь Лукерьи Афанасьевны). Полотенце она передала на память Устинье Михайловне Пановой, которая надвязала кружева.
Полотенце передано в дар музею Василием Николаевичем Пановым в 1979 году.
Полотенце льняное домотканого холста. Композиция концов полотенца состоит из 30 полос, образованных цветными нитями. Способ сочетания: чередование белых, красных и черных полосок. Красный цвет — оберег, который защищал владельца вещи от болезней и сглаза, символизировал мужское начало, силу, энергию. Белый цвет символизировал женское начало и чистоту. Чёрный — земля, кормилица наших предков. Черный цвет обещает владельцу богатство и благополучие. По краям пришито кружево. Изготовлено в 1900 году.
Полотенце предано в дар музею Матрёной Александровной Кондратьевной в 1961 году.
Собрания полотенец в Енисейском музее-заповеднике являются ценнейшим источником для изучения декоративно-прикладного искусства и этнокультуры народов региона. Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах — сам по себе законченный символ, но все вместе они представляют собой художественную ценность, отражающую христианские воззрения народа.
Хранитель Т. А. Черепанова