Икона Богоматери «Троеручица»
Сибирь, Енисейск (?). Середина – вторая половина XIX в.
Дерево, паволока, левкас, темпера, масло, твореное золото,
золочение сусальным золотом (?)
98 х 76 х 3,5 см
ЕКМ КП 2584 Инв. № 108
Номер в Госкаталоге: 3571702
Икона «Троеручица» относится к распространенному иконографическому типу Одигитрия. Пречистая Дева держит Младенца Христа одной рукой, а другой указывает на Него как на Спасителя мира. Этот образ в иконографии «Троеручицы» дополнен необычной деталью – еще одной рукой.
Православное предание подробно повествует о событиях, связанных с появлением образа. Начало почитания этой иконы связывают с именем преподобного Иоанна Дамаскина, богослова, гимнографа и учителя Церкви VIII века. В период иконоборчества он написал три трактата в защиту святых изображений. Будучи подданным Дамасского халифата, а не Византии, Иоанн не мог быть осужден за это византийским императором-иконоборцем Львом III. Но император все же нашел способ отомстить святому. Он оговорил Иоанна, который занимал высокий государственный пост, перед халифом, и тот осудил своего сановника. Святому отрубили кисть правой руки.
Согласно преданию, Иоанн забрал кисть и, приложив ее к ране, молился перед иконой Божьей Матери. Затем он задремал. Во сне страдальцу явилась Богородица и велела и дальше использовать исцеленную руку на благо Церкви: «Ты исцелен. Трудись же прилежно своею рукою». Когда святой проснулся, рука была цела и невредима. В благодарность преподобный Иоанн заказал отлитую из серебра руку и приложил ее к образу. Также благодарностью за невероятное исцеление явились гимны и славословия в честь Пречистой Богоматери, в том числе знаменитая песнь «О тебе радуется, Благодатная», всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».
Иоанн Дамаскин, покинув высокий пост, принял иночество в монастыре Саввы Освященного, близ Иерусалима. По преданию, икона, принадлежавшая ему, оказалась в Сербии, затем в сербском Хиландарском монастыре на Афоне. Где до сих пор древняя икона Троеручицы именуется «Игуменьей сей обители». Именно оттуда широко расходились списки этого образа. Один из точных списков с чудотворной иконы был сделан в Хиландаре в 1661 г. по заказу патриарха Никона. Этот список поместили в Вознесенский Новоиерусалимский монастырь. С тех пор икона Богоматери Троеручицы становится известной по всей Руси. На списке с афонской иконы третья рука располагается слева под рукой Богоматери. При этом на иконах русских иконописцев ее часто изображали не как приложенную, а как живую, принадлежащую Богоматери.
По народному поверью, молитва перед иконой Богородицы Троеручицы спасает от «огненного запаления и молниеносного грома».
Празднование иконы совершается 11 июля и 25 июля.
Икона храмовая. Богородица изображена в мафории золотистого цвета – плате, покрывающем ее голову и плечи, и темно-синей тунике со звездчатым орнаментом. Кайма мафория, туники, и поручи украшены жемчужником и каменьями. Кисти мафория и верхняя часть каймы украшена орнаментом, выполненным твореным золотом.
Взгляд Богоматери обращен на зрителя, левой рукой Она указывает на Богомладенца. Ее голова чуть наклонена влево к Младенцу Христу, который изображен сидящим в повороте в три четверти. Он одет в хитон зеленовато-синего цвета – длинную, подпоясываемую и одеваемую через голову рубаху с рукавами, и алый гиматий – плащ. Правой рукой Христос благословляет, в левой руке держит свернутый свиток. Кайма на вороте и нижнем крае хитона Младенца Христа украшена каменьями и четырьмя рядами жемчужника. В нижней части иконы изображена третья рука.
Личное письмо выполнено с признаками живоподобия, с применением светотеневой моделировки, карнация ликов и рук, сероватая с розовым. Икона написана на серо-голубом фоне, надписания Христа и Богородицы выполнены белым цветом. Поля широкие черного цвета. Золочение на нимбах предположительно было выполнено сусальным золотом. Нимбы обведены тонкой красной линией, буквы ѺѾṄ (сущий – одно из имен Бога) также написаны красным цветом. Вокруг головы Богородицы и Христа гвоздевые отверстия для крепления венцов.
Складки мафория Богородицы и одежд Христа прописаны твореным золотом, таким образом, иконописцем использован прием золотопробельного письма. Как отмечает исследователь И.Л. Бусева-Давыдова «золотопробельные» иконы существовали на всем протяжении XVIII в. и дожили до «второго барокко» середины XIX в.1 Однако в XIX в. этот прием чаще использовался в провинции.
Необычен золотистый цвет мафория Богородицы. Традиционно Богоматерь изображают в плате пурпурного или темно-вишневого цвета. Желтый оттенок мафория Богоматери в богородичных иконах весьма редок, но иногда встречается на иконах первой половины XVIII в. Оранжевый цвет мафория, по наблюдению Н.И. Комашко, характерен для середины XVIII века. Светло-желтый цвет мафория также встречается на храмовой иконе Успения Богородицы первой половины XVIII века из Успенского собора Енисейска. Исследователь Н.Н. Исаева указывает на то, что «использование киево-печерской иконографии для образа Успения следует признать актуальным для Сибири, где тобольскую кафедру с 1701 по 1768 год возглавляли митрополиты происходящие из Киева и Чернигова». Тем самым, исследователь подчеркивает влияние Тобольского архиерейского дома на енисейскую иконопись.
Также, в мафории светлого цвета изображена Богородица на иконах «Утоли моя печали» и «Не рыдай Мене Мати» из коллекции Енисейского музея-заповедника. Следовательно, для сибирской и енисейской иконописи светлый мафорий – не настолько редкое явление.
В 2020 г. была проведена реставрация образа. Икона утратила более естественный и гармоничный для общего колорита серовато-голубой фон, он приобрел зеленый оттенок. Деликатный рисунок золотых пробелов также частично был утрачен. Цвет мафория стал ярко-желтым, светло-розовый цвет поручей и каймы приобрел более темный коричневатый оттенок.
1 — Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной Палаты до модерна: поиски сакрального образа. СПб., 2019, С.