Икона Богоматери «Знамение», с предстоящими святыми
Енисейск (?). Середина – вторая половина XIX в.
Дерево, масляный грунт, темпера, масло. 109 х 85,5 х 3,8
ЕКМ КП 3674 Инв. № 1445
Номер в Госкаталоге: 3571605
В храмах Сибири икона Знамения Богородицы, как правило, хранилась в алтаре в качестве любимого выносного образа. С начала XVII в. эту иконографию на сибирскую землю привнесли новгородские архипастыри, приехавшие в образованную в 1621 году епархию. Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан (Старорусенков, 1621 — 1624), бывший архимандрит Хутынского монастыря близ Великого Новгорода, привез в Тобольск не только списки чудотворного образа, но и иконописцев, которые, несомненно, писали «Знамение» для городов Сибирской епархии.1
Самым ранним из иноческих обителей в Сибири был мужской Знаменский монастырь в Тобольске, первое упоминание о нем относится к 1596 году. В 1624 году в Тюмени была построена деревянная церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Этот образ почитался в Сибири как надвратный, в 1641 году он упоминается над входом в г. Енисейск, с первой половины XVII века находился на воротной Воскресенской башне Томской градской крепости.
Рассматриваемую икону можно отнести к иконографии Божией Матери «Знамение-Верхнетагильской». Этот образ был самой известной святыней Среднего Урала и почитался по всей Сибири. Кроме Богоматери и Младенца на иконе изображены в верхних углах Серафим и Херувим, прямо иллюстрирующие слова богородичной молитвы: «Достойно есть», где Пресвятая Дева именуется «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».
Верхнетагильская икона была явлена в 1709 году в лесу, на месте которого в 1716 году возник поселок Верхнетагильский Завод (ныне город Свердловской обл.). Первоначально икона находилась в одном из уральских скитов, который был разорен, а насельников убили. Когда грабители собирались покинуть скит, от иконы был голос, повелевающий взять образ с собой. Те не посмели ослушаться и доставили икону в поселок Невьянский Завод, где она находилась некоторое время. Один из жителей поселка – Савва Медведев, был ложно обвинен в воровстве. Он усердно молился Богу об избавлении от навета, и ему было явление иконы «Знамение», от нее исходил голос: «Если ты обещаешь перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасно обвинения». Савва выкупил икону за 3 рубля, перенес ее в свой дом и, действительно, освободился от подозрения. Вскоре он был переведен на жительство в поселок Верхнетагильский Завод и увез икону с собой. В 1753 году он передал ее в верхнетагильскую Знаменскую церковь. В 1861 году деревянный храм сгорел, но икона, у которой обгорела торцевая часть, уцелела. С чудотворного образа были сделаны многочисленные списки.2
Празднование образа Богоматери «Знамение» приходится на 10 декабря.
Икона храмовая, написана в традиционной иконографии Богоматери «Знамение». В среднике иконы изображена Богородица в позе Оранты (молящейся) с воздетыми в молитве руками, на ее груди в овальном медальоне помещено изображение Младенца Христа. Величественная фигура Божией Матери занимает практически всю плоскость иконной доски.
Богородица облачена в мафорий вишневого цвета и в синюю тунику. По краю мафория и вороту туники проходит кайма с вышивкой камнями и жемчужником. На рукавах поручи с вышивкой. По сторонам от Богоматери изображены шестикрылые серафимы красного цвета. Нимб отсутствует, следы от гвоздей свидетельствуют о том, что у образа был венец, возможно икона имела оклад.
Младенец Христос изображен на золотом фоне с нимбом в виде лучистого свечения. Он одет в красный хитон и синий гиматий. Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой руке Богомладенец держит свернутый свиток.
У нижнего края два овальных клейма с предстоящими святыми. Слева – собор Архангела Гавриила. Архангел изображен в центре, справа и слева от него – по два ангела. В правом клейме, предположительно, святая Великомученица Екатерина в царской короне и красной мантии, со сложенными в молитве руками.
Икона создана профессиональным мастером в живоподобной манере, лики и одежды написаны с применением светотеневой моделировки. Фон иконы темно-коричневый. Надпись по сторонам образа Богородицы – МР ƟУ, по сторонам от Христа – IИС ХС.
1 — Евтихиева И.А. Царице моя преблагая. Иконы Божией матери из коллекции Томского областного художественного музея. – Новосибирск: ИП Половников А.А., 2019. – С. 163
2 — Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла https://www.pravenc.ru/text/199925.html#part_6 Дата обращения: 14.09.2023