Спас Нерукотворный
Енисейск. Конец XIX в. – начало XX в.
Дерево, грунт, масло. 89 х 71 х 3 см
ЕКМ КП 2606, Ж 113/1
Номер в Госкаталоге: 3571684
Спас Нерукотворный – образ, который пользовался в казачьей среде необыкновенно большим почитанием, многие деревянные храмы в Сибири в XVII в. освящали в Его честь. В 1624 году первым архиепископом Сибирским и Тобольским Киприаном в Таре основан монастырь Нерукотворного Образа. В 1664 году по благословению архиепископа Симеона строится храм Спаса Нерукотворного в Якутске. В Иркутске в 1672 году во имя Нерукотворного Спаса был освящен первый деревянный храм. В Илимском остроге, у начала «Ленского волока» (сухопутного пути от Ангары на Лену), первый храм был сооружен и освящен в 1645 году также во имя Спаса Нерукотворного. В 1641 году в Енисейске был основан монастырь Всемилостивого Спаса. В связи с интенсивным строительством новых церквей возрастал спрос на иконы этого образа.
Для Енисейска образ Спаса Нерукотворного был одной из самых значимых икон на протяжении всей истории города. Сохранились материалы, по которым можно представить, как в 1641 году выглядел вход в Енисейский острог: «Въ башнѣ над острожными воротами стоялъ Нерукотворенный образъ Iисуса Христа, а на другой сторонѣ Знаменія». Традиция размещать образ Спаса Нерукотворного над городскими воротами была устойчива по всей стране.
Это икона храмовая, с оглавным прямоличным изображением Христа на фоне плата. Волосы светлые, волнистые, причесаны на пробор, симметрично обрамляют лик Спасителя. Глаза большие, голубые. Плат белый, по нижнему краю украшен бахромой, верхние углы плата слева и справа поддерживают два ангела. Фигуры ангелов помещены в верхних углах иконы, показаны в рост, в повороте к центру. Крылья серо-голубые, одежды розово-голубые (слева), розово-зеленые (справа). Под ногами ангелов – бело-голубые облака. Фон иконы – нейтральный серо-коричневый, нимбы – серовато-желтоватые, с примесью бронзовой краски. Живопись выполнена в академической традиции, мазком по форме, с ратушевкой и без растушевки мазка. Поля – темно-коричневые с орнаментом из треугольников.
Икона относится к рубежу XIX – XX вв. В этот период признаки енисейского письма постепенно стираются, возникает большое количество приезжих мастеров, работающих в живописной манере. Однако сохраняются варианты иконографии, к которым чаще всего прибегают енисейские иконописцы. Рассматриваемая икона имеет поля с геометрическим орнаментом из треугольников, более сложный орнамент мы можем видеть на иконе из фондов Красноярского художественного музея. Расположение ангелов, поддерживающих плат, совпадает с другой иконой Спаса Нерукотворного из фондов Енисейского музея-заповедника.