Чудо Георгия о змие
Енисейск. Конец XIX в.
Дерево, грунт, масло. 68,8 х 57,3 х 4
Успенский собор г. Енисейска
Образ святого Георгия Победоносца, побеждающего страшного змея, один из самых распространенных вариантов изображения святого, почитаемого во всем христианском мире. Цикл чудес, совершенных Георгием, появляется в послеиконоборческое время, около XI века. Чудо со змием восходит к устной традиции VII века. В легендах говорится о змие, который держал в страхе город и пожирал юношей и девушек. Когда очередь дошла до дочери правителя города, и она смиренно ожидала своей гибели, появился святой Георгий, который спас ее от верной смерти.
Композиция икон на этот сюжет имеет два варианта – краткий и развернутый. Краткий вариант соответствует началу эпизода о борьбе святого со змием: «Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу». Более распространенный отвечает дальнейшему повествованию: «Святой говорит освобожденной царевне: «Сними с себя пояс, а с коня моего поводья и дай сюда». Девушка сняла и подала их святому. Он связал змия и передал его ей». Далее в повествовании говорится, что Георгий и царевна ведут змия в город, где народ, увидев чудо, испугался и в страхе перед змием хотел бежать. Но святой Георгий, прославляя Господа Иисуса Христа, убил змея, и вернул дочь царю, который, уверовав, крестился. Образ Георгия-змееборца связан с древнейшими представлениями многих народов о борьбе доброго начала со злом.
На храмовой енисейской иконе в центре композиции изображен святой великомученик Георгий Победоносец, восседающий на белом коне и повергающий копьем змия. Святой изображен в золотых доспехах римских воинов: в кирасе, сапожках, ноговицах, шлеме с перьями. За спиной Георгия развевается красный плащ. Скачущий конь показан в седле с золоченым орнаментом, золотой уздечкой и подпругой.
В левом верхнем углу изображен Спаситель, восседающий на облаках и благословляющий святого Георгия на подвиг. В руках Иисуса Христа круглая держава. Фоном для сцены сражения служит пейзаж с горами. У левого края на втором плане, на фоне архитектуры изображена молодая царевна, одетая в длинное платье и красную мантию, которую Георгий спасает от змия. Ее Руки сложены в молитвенном жесте.
В нижней части иконы показан поверженный змий землистого оттенка. Георгий повергает змия копием в раскрытую пасть. Фон решен в виде облачного неба, с растяжкой цветом: от светло-желтого, через светло-голубой – к насыщенному голубому цвету. Фон для фигуры Христа светло-желтого цвета, таким образом иконописец изображает божественный свет, исходящий от Спасителя.
Икона написана в живописной манере, с применением светотеневой моделировки, маслом, мазком по форме. В иконе присутствует прямая перспектива, изображение поделено на планы, иконописец знаком с принципами академического письма. Однако он допускает некоторые ошибки в написании передних ног коня, образе змия, более условном решении лика царевны на втором плане. Колорит иконы сложный, разнообразный, цветовыми акцентами выступает красный плащ святого, фигура коня и золоченые элементы в его облачении.
Надпись над головой на облаке белой краской: «Образъ Стаго Великомученика и Победоносца Георгия». Поля светло-охристые, отделены от изображения светлой линией. Основа иконы состоит из трех досок, на обороте имеет две врезные шпонки, выступающие за границы доски. Похожий образ, только в зеркальном отображении хранится в верхнем приделе Успенского собора. Также схож колорит обеих икон.
Святой великомученик Георгий Победоносец широко почитался в казачьей среде как христолюбивый воин, защитник слабых и покровитель русского воинства. В крестьянской среде также почитался как покровитель земледельцев и скотоводов.
Память его совершается несколько раз в году – 6 мая, 23 ноября, 9 декабря («Юрьев день»).