«Абаканского священника Стефана Смирнова»
Среди множества книг, стоящих на полках научной библиотеки Енисейского музея-заповедника, есть несколько книг, хранящих на своих страницах владельческую надпись:
Обнаружив впервые данную надпись, сотрудники библиотеки задались вопросом: каким образом эта книга попала в наше собрание? Ведь между Абаканом и Енисейском более 750 км…
Стали искать, кто же такой этот Стефан Смирнов, и что или кто его связывает с нашим городом?
Большим подспорьем в этом поиске стал сайт «Духовенство русской православной церкви в XX веке: биографическая база данных и материалов» [1]
Стало известно, что Степан [2] Григорьевич Смирнов родился около 1828 года в семье священника Смирнова Григория Степановича. В 1850 году окончил Тобольскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда [3].11 февраля 1851 года был рукоположен в священники епископом Томским и Енисейским Афанасием (Соколовым) и до сентября 1953 года служил вторым священником Вознесенской церкви [4] села Абаканского Минусинского уезда [5] . Следующие пять лет служил священником в Петропавловской церкви [6] села Усть-Ербинского [7] , куда был переведен по прошению. С октября 1858 по 1863 год – священник Прокопиевской церкви села Беллыкского [8] Минусинского уезда.
В 1863 году возвращается в Вознесенскую церковь села Абаканского, где и служит следующие 30 лет. В марте 1885 года был награжден орденом Анны 3 степени [9] . В 1890 году был награжден «ко дню Святой Пасхи … саном протоиерея» [10] . В феврале 1891 года протоиерей Стефан Смирнов «назначен на должность благочинного [11] 3 участка Минусинского округа» [12] .
В 1893 году «протоиерей Вознесенской церкви села Абаканского Стефан Смирнов, по предложению епархиального начальства и его согласию, перемещен на штатное протоиерейское место к Ачинскому Троицкому собору [13] , с возложением на него обязанностей благочинного 1 участка Ачинского округа» [14] . В мае 1895 года «за отлично-усердную службу» протоиерею Стефану Смирнову был пожалован орден Святой Анны 2-ой степени [15] .
В апреле 1898 года протоиерей Стефан Смирнов был «освобожден от должности благочинного 1 участка Ачинского округа и председателя отделения Енисейского Епархиального училищного Совета». В феврале 1903 года «по прошению … уволен заштат» [16] .
Что ж, Ачинск – это, конечно, на 230 км ближе, чем Абакан, но совершенно не отвечает на вопрос, как книги абаканского священника попали в Енисейск. Значит, нужно расширить круг наших поисков и обратить свое внимание на его близких родственников.
И снова нам помогает сайт «Духовенство РПЦ в XX веке». Согласно материалам этого сайта из семи детей Степана Григорьевича трое умерло в младенчестве.
Единственный сын – Смирнов Павел Степанович [17] (13.12.1855–2.11.1914) добился определенных успехов: коллежский асессор,Потомственный почетный гражданин города Красноярска, в 1910-1914 годах он занимал пост городского головы города Красноярска.
Как сын священника, Павел Степанович обучался в духовном училище, после которого поступил в Томскую духовную семинарию, но не завершил обучение, а поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 1884 году он окончил университет по специальности «фармакопея» и получил ученую степень провизора. Деньги на учебу зарабатывал самостоятельно – репетиторством, перепиской бумаг и т. д.
В 1886 году он женился на дочери золотопромышленника Софье Ивановне Кусковой [рис. 2]. На деньги, полученные в приданое, супруги купили аптекарский магазин в Красноярске, при котором был открыт писчебумажный склад, а также литография, в которой печатали этикетки для напитков.
В 1910 году он выставил свою кандидатуру на выборах городского головы, обошел своего ближайшего соперника, служащего управы Степана Ивановича Потылицына. Главной заслугой Павла Степановича Смирнова стало создание Красноярского пожарно-питьевого водопровода и электрической станции.
Красноярск – ещё ближе! Всего-то около 340 км до Енисейска, но всё ещё не понятно, как книги оказались в нашем городе? Ищем дальше!
Кроме сына, у Стефана Смирнова было три дочери [рис. 3].
О старшей его дочери Елизавете известно очень мало: родилась 11 октября 1857 года, спустя 10 дней была крещена. Её восприемники: титулярный советник [20] Николай Львович Харченко, заседатель Минусинского земского суда 1 участка и вдова священника Любовь Терентьевна Ярцева. Была ли она замужем и где проживала – не известно. Две младшие дочери вышли замуж за священников.
Самая младшая дочь, Евдокия Степановна (родилась в 1863 году) в июле 1879 года обвенчалась с Кошковым Андреем Яковлевичем в Вознесенской церкви села Абаканского Минусинского округа. Андрей Кошков был рукоположен в сан священника в 1884 году. В декабре 1899 года «запрещенный священник[21] Андрей Кошков по прошению, разрешен в священнослужении и назначен на священническое место к Троицкой церкви [22] села Пировского [23] Енисейского уезда» [24] . И снова рядом с Енисейском…
Средняя дочь Александра Степановна родилась 11 апреля 1859 г. Ее восприемниками при крещении (как и у старшей сестры) были Николай Львович Харченко и Любовь Терентьевна Ярцева. В ноябре 1876 года в Вознесенской церкви села Абаканского состоялось венчание с Константином Алексеевичем Угрюмовым [рис. 4], который спустя полтора месяца был рукоположен в священники.
До 1882 года был священником Никольской церкви сначала села Устюг [26] , позднее села Погорельского [27] Красноярского округа. В марте 1882 года был переведен в село Белоярское Минусинского округа на должность священника Никольской церкви [28] , где и прослужил до конца октября 1891 года.
23 октября 1891 года «священник Белоярской Николаевской церкви, Минусинскаго округа, Константин Угрюмов, перемещен к Красноярскому кафедральному собору [29] на священническое место» [30] . В декабре 1895 года решением XXVI общеепархиального съезда духовенства Енисейской епархии был утвержден кандидатом в члены правления Красноярской духовной семинарии [31] .
За время своего служения священник Константин Угрюмов был награжден епископом Енисейским и Красноярским Исаакием (Положенским) правом ношения набедренника (в 1884 году) [32] и Святейшим Синодом правом ношения скуфьи (в 1889 году) [33] и камилавки (в 1894 году) [34] .
В сентябре 1896 года «священник Красноярского кафедрального собора Константин Угрюмов, по прошению, переведен на священническое место к Енисейской Троицкой церкви [35]» [36] . Последующие 19 лет Константин Угрюмов служил в Енисейске. 14 марта 1915 года «священник градо-Енисейской Воскресенской церкви [37] Константин Угрюмов» уволен за штат [38] , а спустя год «Святым Правительствующим Синодом, согласно ходатайству Епархиального Начальства, назначена пенсия заштатному священнику градо-Енисейской Воскресенской церкви Константину Угрюмову в размере 300 рублей в год» [39] .
Итак, мы выяснили, что одна из дочерей Стефана Смирнова проживала в Енисейске, и, вероятно, отец мог приехать в гости к своей дочери. И наше предположение вскоре получило подтверждение! На сайте газеты «Красноярский рабочий» под статьей Анатолия Статейнова «Как зарождалось православие на Енисее?» [40] размещен комментарий Сергея Орловского: «А вот кусочек биографии отца Стефана. Из архивов Б. П. Смирнова. Степан (отец Стефан) окончил семинарию в 1850 году. Крестил множество язычников шаманского толка Хакасии и Тувы, за что имел ряд высших церковных орденов. Степан впоследствии был протоиреем Абаканским, на старости лет возглавлял тюремные церкви Ачинского отдаления. Отойдя от дел, переехал к дочери в Енисейск, где и скончался».
Кроме воспоминаний Орловский выложил и фотографии (вероятно из семейного архива), среди которых есть и изображение отца Стефана [рис. 5]:
Таким образом, мы можем с большой уверенностью предполагать, что Стефан Смирнов, приехав к дочери, привез с собой и свою библиотеку – таким образом, книги оказались в Енисейске.
Но кто сдал их в музей? Чтобы ответить на этот вопрос нам пришлось очень внимательно изучить номера, написанные на самих книгах. Среди них выделяются номера, написанные светло-коричневыми чернилами [рис. 6 и 7]:
Если же мы заглянем в архивные документы музея [41] , то выясним, что под этими номерами записаны книги под теми же названиями [рис. 8-11]:
Осталось выяснить, когда и от кого же поступили эти издания? Для этого нам нужно лишь перелистнуть одну страницу назад и найти первую запись, поскольку рядом с найденными номерами запись о сдатчике лаконична — «от него же».
Запись гласит [рис. 12]: «Из книг Абаканского свящ. Стефана Смирнова, передана музею А. Н. Соболевым». Всего же Соболевым было передано 27 рукописных документов и печатных книг, из которых в настоящее время мы смогли найти и идентифицировать всего 8 изданий.
Кто такой А. Н. Соболев мы пока не знаем. Впереди нас ждут новые исследования и открытия, ведь мы хотим знать «Откуда в библиотеку книга пришла?»
Беспалова Е.Н., библиотекарь научной библиотеки Енисейского музея-заповедника
[1] Духовенство русской православной церкви в XX веке: биографическая база данных и материалов. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/
[2] Стефан – церковнославянская форма имени Степан, принятая в православии.
[3] После окончания семинарии выпускник получал аттестат или свидетельство, в котором указывался его разряд (первый или второй). Первый разряд получали исключительно отличники, второй – хорошисты и те, кто учился непосредственно на отметку «3» // Савичева В.В. Служебный путь выпускника семинарии в 1860-1900 годах. URL: https://www.booksite.ru/civk/data/1408581_36-42.pdf
[4] «… настоящая же церковь во имя Вознесения Господня освящена 30 июля 1817 года. Абаканская церковь сначала принадлежала к епархии Тобольской. В 1823 году она считалась уже приписанной к Иркутской епархии, с 1834 года приписана к Томской епархии, а с 25 мая 1861 года входит в состав Енисейской епархии» // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с.131. В настоящее время церковь утрачена.
[5] Село Абаканское образовалось на основе острога Абаканского в 1800-1805 годах. В 1827 году село становится волостным центром Минусинского уезда Енисейской губернии. После революции село становится административным центром Абаканского района Минусинского округа. 7 июня 1933 года село было переименовано в Краснотуранск. В 1966 году село было упразднено и затоплено при строительстве Красноярской ГЭС.
[6] Церковь каменная, построена в 1842 году. Престолов в храме два, один в честь Апостолов Петра и Павла, другой в честь Рождества Иисуса Христа // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с.191-192. В настоящее время церковь утрачена.
[7] До затопления Красноярского водохранилища старинное сибирское село Усть-Ерба стояло на высоком крутом берегу Енисейской протоки, в которую впадала небольшая речка Ерба, что и дало название селу. В 1962-66 гг., в связи со строительством Красноярской ГЭС деревню перенесли на новое место
[8] Село Беллык стоит на ровном месте, близ высоких гор Мураша и Тебетака, на берегу реки Беллыка. В 1858 году часовня в честь Святого Великомученика Прокопия была переделана в церковь. В 1899 году на ее месте была построена новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с.138.
[9] БЕКМ 5821. Енисейские епархиальные ведомости. 1885. № 11, отд. офиц. С. 115
[10] БЕКМ 5800. Енисейские епархиальные ведомости. 1890. № 10, отд. офиц. С. 64
[11] Благочинный — официально уполномоченное должностное лицо из числа представителей православного духовенства, возглавляющее благочиннический округ (благочиние), надзирающее за окружными храмами и духовенством. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа ее священнослужителей. Чаще всего епископ выбирает благочинного среди авторитетных и опытных священников. Обычно смотрению благочинного над причтами поручается 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ. Благочинный обязан регулярно, но не реже одного раза в год посещать все приходы своего округа // Азбука Веры. Православная энциклопедия. Благочинный. URL: https://azbyka.ru/blagochinnyj
[12] БЕКМ 5802. Енисейские епархиальные ведомости. 1891. № 5, отд. офиц. С. 29
[13] Ачинский Троицкий собор построен в 1802 г. Храм каменный, трехпрестольный: главный храм в честь святой Троицы, правый предел во имя святого Николая, левый придел во имя святого Иннокентия. Левый предел построен в 1876 году [2]
[14] БЕКМ 5803. Енисейские епархиальные ведомости. 1893. № 21/22, отд. офиц. С. 137
[15] БЕКМ 5805. Енисейские епархиальные ведомости. 1895. № 11, отд. офиц. С. 61
[16] БЕКМ 5811. Енисейские епархиальные ведомости. 1903. № 5, отд. офиц. С. 72
[17] Смирнов Павел Степанович // Интернет-энциклопедия Красноярского края. URL: https://my.krskstate.ru/docs/voevods/smirnov-pavel-stepanovich/ (дата обращения 10.12.2024)
[18] КККМ ОФ 9979/30. ГК 17476809. Неизвестный фотограф. Фотопортрет парный. Смирнов Павел Степанович — аптекарь — с женой Анной Ивановной (в девичестве — Кусковой).
[19] КККМ ОФ 12000/135. ГК 26259993. Неизвестный фотограф. Портрет групповой. На снимке три молодые девушки, в полный рост. Слева сидит (?), стоит в центре Евдокия Степановна Смирнова, справа, сидит, Александра Степановна Смирнова в замужестве Угрюмова. Из альбома Веры Борисовны Смирновой.
[20] Титулярный советник – гражданский чин 9 класса, утверждён Табелью о рангах 24 января 1722 императором Петром I. Соответствовал армейскому чину капитана пехоты до 1884 года, штабс-капитана пехоты с 1884 года, штабс-ротмистра кавалерии, казачьего подъесаула и лейтенанта военного флота России. С 1845 года чин давал право на личное дворянство, ранее такое право получали с 8 класса.
[21] Каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений (наказаний), налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея // Русская православная церковь: официальный сайт Московского патриархата. Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (редакция 2011 года). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434999.html
[22] В 1909 году окончена постройка и освящена каменная однопрестольная церковь. В 1910 году прежняя деревянная церковь [построенная в 1790 году] с разрешения Епархиального начальства разобрана // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с.216.
[23] Пировское — Село Пировское является административным центром Пировского района Красноярского края. Село находится в 249 км к северо-западу от Красноярска.
[24] БЕКМ 5809. Енисейские епархиальные ведомости. 1899. № 24, отд. офиц. С. 245
[25] КККМ ОФ 12000/134. ГК 26259999. Неизвестный фотограф. Парный портрет супругов Угрюмовых. Мужчина в рясе сидит. Женщина, что стоит рядом, положив руку на плечо, жена священника Угрюмова Александра Смирнова — сестра Павла Степановича. Из альбома Веры Борисовны Смирновой.
[26] село Устюг – в настоящее время административный центр Устюгского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. Церковь каменная, двухпрестольная, во имя свят. Николая и святых апостолов Петра и Павла, построена в 1820 году // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с. 38.
[27] Село Погорельское – сейчас деревня Погорелка – входит в состав Устюгского сельсовета Емельяновского района. Церковь в селе Погорельском одна, двухпрестольная, во имя Всемилостивого Спаса и св. Николая, построенная в 1821 году // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с. 31. В настоящее время упоминаний об этой церкви не встречается.
[28] Село Белоярское было основано в 1780 году. В 1836 началось постройка деревянного храма во имя св. Николая Чудотворца. В 1841 году храм был освящен Ачинским протоиереем Иоанном Розановым // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с. 136. Во время строительства Красноярской ГЭС село из зоны затопления было перенесено на новое место, сохранив свое прежнее название.
[29] По докладу Святейшего Синода 25 мая 1861 года новоустроенный храм во имя Рождества Богородицы назначен Кафедральным Собором Енисейской епархии. Всего в соборе было 4 придела: главный храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженский придел на правой стороне, на левой – придел во имя Святителя Николая, устроенный внизу под храмом на юго-западной стороне придел был освящен во имя мучеников Исидора и Татианы // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с. 6. Богородице Рождественский кафедральный собор был взорван 12 июля 1936 году. На его месте был построен Дом Советов, где в настоящее время располагаются Правительство и Законодательное Собрание Красноярского края.
[30] БЕКМ 5802. Енисейские епархиальные ведомости. 1891. № 23, отд. офиц. С. 190
[31] БЕКМ 5806. Енисейские епархиальные ведомости. 1896. № 2, отд. офиц. С. 23
[32] БЕКМ 2000. Енисейские епархиальные ведомости. 1884. № 20, отд. офиц. С. 276
[33] БЕКМ 5799. Енисейские епархиальные ведомости. 1889. № 11, отд. офиц. С. 57
[34] БЕКМ 5804. Енисейские епархиальные ведомости. 1894. № 12, отд. офиц. С. 65
[35] Храм сначала был деревянный (построен неизвестно когда), а затем в 177201776 году был заменен каменным. В 1869 году поврежден пожаром. Престолов в храме три. Средний во имя св. Троицы, правый во имя Сретения Господня и левый во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с. 204. В 1936 году все енисейские храмы, в которых еще осуществлялось богослужение, в том числе и Троицкая церковь, были закрыты. В 1930-х годах разобраны верхние ярусы храма и колокольни до карниза первого яруса. При приспособлении под гараж были пробиты ворота в апсиде храма, в северном приделе, изменены проемы, выполнены бетонные и деревянные пристройки. В 1990-е годы гараж был выведен из здания Троицкой церкви и здание не использовалось. В 2019 году завершена реставрация храма // Министерство культуры Российской Федерации: официальный сайт. Деятельность. Объекты религии. Троицкая церковь в г. Енисейск, Красноярский край. URL: https://culture.gov.ru/activities/reports/object-cultural/list/objects-religion/troitskaya-tserkov-v-g-eniseysk-krasnoyarskiy-kraydoc779sd6e53h23zhu95l2/
[36] БЕКМ 5806. Енисейские епархиальные ведомости. 1896. № 19, отд. офиц. С. 129
[37] Церковь каменная, построена между 1735 и 1747 годами; пределов в ней 4: главный в честь Воскресения Христова, в южном пределе – Казанской Божией Матери, в северном приделе – Благовещения Пресвятой Богородицы и верхнем приделе под колокольней во имя святого Апостола Иоанна Богослова. В 1869 году, 17 августа во время большого пожара храм обгорел снаружи и внутри кроме южного Казанского придела. В 1870-76 годах храм был отремонтирован и заново освящен // БЕКМ 993. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916 г., с. 201-202.; В 1930-х годах были разобраны верхние ярусы храма и колокольни. В 1960-е годы при размещении в здании цеха механического завода были полностью разобраны боковые приделы, трапезная и притвор «холодного» храма // История архитектуры Красноярского края: интернет проект. Воскресенская церковь в Енисейске. URL: https://naov.ru/articles/48_voskresenskaya-cerkov-v-eniseyiske.html В 1990-х годах церковь возвращена верующим, Воскресенский предел отремонтирован. В настоящее время носит название — Воскресенский храм Иверского женского монастыря г. Енисейск.
[38] БЕКМ 8581. Енисейские епархиальные ведомости. 1915. № 13/14. С. 2
[39] БЕКМ 8582. Енисейские епархиальные ведомости. 1916. № 12. С. 5
[40] Статейнов А. Как зарождалось православие на Енисее? // Красноярский рабочий: официальный сайт (дата публикации 06.12.2022). URL: https://krasrab.ru/news/society/27644
[41] АЕМЗ Ф.1 Оп.1 Д.19. Л. 225-229.