Троица Ветхозаветная
Енисейск. Первая половина — середина XIX в.
Дерево, грунт масляный, масло, рисунок по сырому грунту
87 х 64,5 х 2,5 см
ЕКМ КП 8893, Ж 128
Номер в Госкаталоге: 3571747
Образ Троицы Ветхозаветной один из самых распространенных в иконописи. Он присутствует практически в каждом храме, так как олицетворяет собой один из догматов христианской веры о триединстве Бога, нераздельного в трех лицах и ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого.
В Ветхом Завете в Книге «Бытия» сказано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей. Он велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал отроку приказание заколоть «нежного и хорошего» теленка. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт 18:8). Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой родится сын. «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому… И сказал Господь: От Авраама произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд»(1).
В поздней русской иконописи большее распространение получила иконография «Гостеприимство Авраама», поскольку на иконопись «Нового времени» серьезное влияние оказали графические западноевропейские лицевые Библии. Особенное распространение получили гравюры из Библии Пискатора, голландского гравера и книгоиздателя. С конца XVII в. европейские издания постоянно использовались русскими иконописцами.
Икона храмовая, с изображением трех ангелов, восседающих за столом под дубом Мамврийским. Стол прямоугольных очертаний, на столе приборы: вилки и ножи, по центру стола белое блюдо. Справа изображена фигура склонившегося Авраама и Сарра на фоне дверного проема. Фон иконы зеленовато-голубой. Одеяния ангелов красно-синие, одежда Авраама коричневая. Нимбы очерчены светлыми линиями. Орнаментальные поля процарапаны по сырому слою грунта-левкаса.
Икона написана по тонкому красному масляному грунту. Драпировки моделированы эскизно, белила на ликах ангелов нанесены пастозно жесткой кистью. Одежды персонажей написаны обобщенно, складки переданы в два-три тона. Мастер ориентировался на академические образцы, но не справляется с постановками фигур, допускает ошибки в рисунке и пропорциях. При этом довольно красиво и с большим мастерством в композиции продуманы жесты персонажей. То с каким почтением и благочестием склоняется Авраам с разговаривающим с ним ангелом. Это общение происходит за счет наклонов фигур и «говорящих» жестов.
Остатки надписей по фону над головами Авраама и Сарры. На фоне вверху: «СТ …IЦА» (Святая Троица)
Композицию иконы с прямоугольным столом и стоящим Авраамом нельзя назвать распространенной в енисейской иконописи, по сути это единственный известный нам памятник с подобным прочтением иконографии. Гораздо чаще встречаются иконы, написанные с опорой на гравированные листы из Библии Пискатора, где Авраам представлен коленопреклоненным, а стол овальной формы. Однако, кроме необычного расположения персонажей в иконе, мы видим в ней характерные черты местного иконописания. Орнаментальный рисунок полей, выполненный по сырому левкасу, имитирующий басменный оклад, красноватый цвет тонкого грунта, который часто использовали енисейские иконописцы как основу для масляной живописи. Также среди признаков енисейского письма можно назвать зеленовато-голубой цвет фона, и неяркую, сдержанную цветовую гамму.
Икона имеет множественные утраты и осыпи красочного слоя, находится на реставрации.
(1) Библия. Ветхий Завет. http://www.patriarchia.ru/bible/gen/18/ Дата обращения: 12.09.2023