Крещение (Богоявление)
Приенисейский регион. Начало XIX в.
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение. 33 х 28,2 х 3,2 см
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
КХМ 8210 Ж-2039
Праздник Крещение Господне связан с двумя одновременно произошедшими событиями земной жизни Иисуса Христа, описанными в Евангелии. С Крещением, которое совершил над Христом в водах реки Иордан пророк Иоанн Предтеча, и Богоявлением – чудо, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Крещение (Богоявление) празднуется 19 января.
Икона очень точно иллюстрирует слова Евангелия. В центре композиции изображен полуобнаженный Христос, стоящий в Иордане и принимающий крещение от Иоанна. Христос показан в легком повороте в наклоне вправо, со скрещенными на груди руками. Его левая нога слегка согнута в колене. Белое опоясание на бедрах с узлом спереди. Иконописец применяет прием полупрозрачного наложения темперной краски, для передачи прозрачной воды, через которую видно ноги Спасителя.
Иоанн Креститель показан справа от Христа, стоящим на берегу реки. Правой рукой он благословляет, левой держит посох с крестом, в навершии. Пророк одет в оранжевую власяницу и зеленый гиматий с золотыми складками. Слева на берегу – два ангела в бело-розоватых одеждах с розовыми крыльями.
Фон иконы представляет собой пейзаж реки с холмистыми берегами и облачное небо. С облаков на сцену Крещения нисходит свет, на фоне освещенных облаков изображение белого голубя – символ Святого Духа.
Икона без полей, доска цельная имеет вверху по центру полукруглый выступ, вероятно икона находилась в праздничном ряду иконостаса.
По манере исполнения икона близка памятникам местного письма. Особенно это ощущается в колорите пейзажа и фона, в использовании холодной зеленовато-голубой цветовой гаммы. Также иконописец знаком с приемом золотопробельного письма в изображении складок одежды Иоанна, который широко использовали иконописцы Оружейной палаты. Влияние светской художественной культуры Нового времени сказывается в использовании прямой перспективы в пейзаже, а также в попытках моделирования объемных форм.
Икона поступила в Красноярский художественный музей в 1994 г. в дар от художника В.Ф. Капелько. В 2008 г. была отреставрирована, реставратор Д.Г. Ильин.
Научный сотрудник Е.И. Шаклеина
В описании использованы материалы, опубликованные в каталоге Поздняя русская икона из собрания Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова / А.А. Абисова, Красноярск: ООО РА «АртСтиль». – 2013, С. 104-105