Енисейск. Около 1773 г.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 43,5 х 62,5 х 2,5
ЕКМ КП 2580, Ж 106
Номер в Госкаталоге: 3571697
Происходит из Казанского придела Воскресенской церкви г. Енисейска
Икона тумбовая из иконостаса. Исследователи отмечают, что «тумбовые иконы», расположенные в иконостасе на постаментах под иконами местного ряда, часто служили своего рода дополнением или комментарием к размещенному над ней местному образу. Вероятно, рассматриваемый образ мог находиться под образом Спасителя.
На тему пастыря и паствы, волков и овец среди гравюр Библии Пискатора, которыми иконописцы пользовались в качестве основы для своих произведений, имелись две иллюстрации. В ряде экземпляров книги они сопровождались виршами Мардария Хоныкова:
Христос добр пастырь овцы защищает
И душу Свою за них полагает
Волков злохищных жезлом отгоняя
И стадо Свое от оных спасая
Наемник же зря волков, отбегает,
Да расхитят все стадо, оставляет.
Тем же всяк пастырь Христа всем подражай,
Стадо же свое от всех злых сохраняй.
Стих комментирует иллюстрацию к тексту Евангелия от Иоанна (10:1-16) и описывает сюжет, изображенный на иконе. Можно сказать, что икона – это авторское прочтение текста Евангелия. Завершающие стих 10:16 слова: «И будет одно стадо и один пастырь» можно принять в качестве наименования для иконы.
К этой же иконографии относится одноименная икона из главного иконостаса Спасского собора енисейского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Иконография иконы нетрадиционна. Справа от центральной оси показан Христос, отгоняющий длинным веслом волков от овец. За его спиной изображено стадо овец с пастухом, который устремляется в открытую дверь овчарни.
Христос изображен в хитоне ярко-красного цвета, и синем гиматии. Притинки и золотые пробела на хитоне не сохранились, из-за чего хитон Христа выглядит плоским локальным пятном киновари. Складки на гиматии показаны контрастными пробелами. Спаситель делает шаг в сторону волков, его торс наклонен влево по направлению движения. Пастух изображен в обратном движении, его тело повернуто вправо, при этом он оглядывается, наблюдая за происходящим, в руках держит короткую черную палку. Он одет в одежды зеленого цвета и красный плащ. В зеленых одеждах мастером использована техника золотопробельного письма.
Действие разворачивается на фоне пейзажа, большую часть которого занимает однотонный серовато-коричневый позем с условно обозначенными камнями и травами. Задний план контрастный, розово-голубой с очертаниями серого здания слева и силуэтом города на горизонте в средней части композиции. За фигурой Христа изображены два дерева, у его ног хищные звери – волки, за спиной стадо овец. Волки серовато-коричневого цвета, овцы написаны серовато-белым цветом. Позем и овчарня серовато-коричневого цвета, нимб Христа розовый, крещатый, с буквами OѾN.
Лик Христа темный, серовато-коричневый, с контрастными белильными светами и яркими бликами на глазах, с тонкими красными описями по линии ресниц. Живопись хорошо сохранившегося лика Христа может рассматриваться как определенный эталон при последующей атрибуции икон Приенисейского края третьей четверти XVIII в. 1
Исаева Н.Н. Церковная живопись Приенисейского края XVII – начала XIX века. Альбом-каталог. Красноярск: Платина, 2008. – С. 167-168