Что представляют собой фронтовые письма?
На войне письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. В военные годы было трудно с конвертами, поэтому послание складывали треугольником – это и письмо, и конверт в одном. На его лицевой стороне писался адрес назначения, вместо обратного адреса указывали номер воинской части. Письма не запечатывали, так как они проходили жесткую цензуру. Затем все письма складывали в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл.
Отдельным видом фронтовых писем стали почтовые карточки (открытки), являющиеся «бесспорным документом эпохи». Такая почтовая карточка предназначалась для отправки из воинских частей в тыл. В отличие от других видов печатной продукции, выпуск которых в годы Великой Отечественной войны резко упал, издание открыток в 1941–1943 годах почти не отставало от довоенного уровня, и это вполне понятно. Фронту и тылу нужна была действенная и оперативная пропаганда.
Тематика открыток была разнообразной. Это и открытки-плакаты, открытки с героическими сюжетами, репродукционные, сатирические, песенные и документальные. Наиболее известными стали открытки «Еще один фриц готов» Н. Жукова (1943), «Запомни, пионер» С. Попова (1943), «Конец кровавых махинаций…» Б. Ефимова (1944), «Воин Красной Армии, спаси!» В. Корецкого (1943).
Одним из авторов почтовых карточек (открыток) был Голованов Леонид Федорович (1904–1980), советский художник-график, живописец, иллюстратор, наиболее известен как плакатист, член Союза художников СССР (1932), лауреат Сталинской премии второй степени (1946) за серию военных плакатов, заслуженный деятель искусств РСФСР (1954).
Во время Великой Отечественной войны Л.Ф. Голованов занимался агитационно-пропагандистским искусством, а в составе бригад художников Студии имени М.Б. Грекова выезжал в места боевых действий. Л.Ф. Голованов активно работал в жанре малых форм графики – его политические открытки пользовались большой популярностью в годы войны («Летчик», «Папа, с Новым годом!», «Жди меня, и я вернусь!» и многие другие).
К таким патриотическим открыткам можно отнести почтовую карточку «Танкист и девушка», выпущенную тиражом 300 000 экземпляров издательством «Искусство».
В фонде Енисейского музея-заповедника хранится почтовая карточка «Танкист и девушка», которую 13 апреля 1943 года отправил Кагиров Хабибрахман Фазлиахметович своей тете, Нагаевой Ханифе, в Енисейск.
На лицевой стороне открытки изображен улыбающийся молодой человек в военной форме танкиста, взгляд которого обращен на девушку в платке. В нижней части открытки напечатаны строки:
«Эх, подружка моя,
Что ты оробела?
Танкиста любить –
Хорошее дело!»
На оборотной стороне открытки короткое сообщение следующего содержания: «Здравствуй, дорогая тетя! С горячим боевым приветом к вам и к бабушке Хабибрахман. Дорогая тетя! Сегодня получил от вас письмо, а вчера писал вам и вот еще раз пишу эту открытку пропишу сообщить, что я жив и здоров. Нахожусь пока что на отдыхе. В письме писал больше. Пока остаюсь с приветом. Ваш Хабибрахман».
Кагиров Хабибрахман Фазлиахметович родился в 1923 г. в посёлке Вельмо Северо-Енисейского района. В 1941 г. поступил в Новосибирский медицинский институт, но закончить его не успел – началась война. В 1942 году Хабибрахман ушел на фронт добровольцем. Проходил службу в 718-м зенитном артиллерийском полку, который осуществлял прикрытие советских войск, в том числе, и во время Ржевско-Сычёвской наступательной операции.
С конца января 1944 г. 718-й ЗЕНАП имел задачи по зенитному сопровождению частей 10-й гвардейской армии в составе 2-го Прибалтийского фронта. Зимой части 10-й гвардейской армии вели наступление в Псковской области. Полк прикрывал подразделения, ведущие наступление вдоль Ленинградского шоссе. Во второй половине апреля подразделение начало нести ощутимые потери, попадая под артиллерийский огонь врага. При одном из обстрелов, 16 апреля 1944 г., оборвалась жизнь Хабибрахмана Фазлиахметовича Кагирова.
Научный сотрудник Казакова Т.В.