Енисейск. Конец XIX в.
Дерево, грунт, масло, золочение. 80 х 66 х 2,4
ЕКМ КП 2606/2 Ж-113
Номер в Госкаталоге: 48349759
Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда. Долго страдавший от проказы Едесский царь Авгарь, зная о чудесах, творимых Христом, попросил запечатлеть его образ. Однако посланный к Нему живописец Анания не смог этого сделать. Тогда Спаситель омыл лицо, отер его платом (убрусом) и передал этот плат Авгарю. На ткани отпечатался Божественный лик Христа, благодаря которому Авгарь был исцелен от болезни.
Икона храмовая написана в традиционной иконографии. Изображение лика Христа размещено на серовато-белом плате, который поддерживают два ангела, стоящие на облаках. Верхние углы плата завязаны узлами, нижний край свободно ниспадает волнистыми складками.
Лик Христа написан в академической традиции, с применением светотеневой моделировки. Карнация лика розоватая, его изображение отличают: высокий лоб, низкие прямые брови, удлиненный нос, сильное притенение в неосвещенных местах, голубые глаза, умиротворенное и немного отрешенное выражение лица. Длинные кудрявые темно-каштановые волосы, распадаются на прямой пробор, борода и усы короткие. Подобный тип лика встречается на енисейских иконах Спаса Нерукотворного второй половины XIX – начала XX в. Нимб крещатый, с буквенным обозначением — ѾƟΝ (Сущий), покрыт сусальным золотом, обведен красной линией.
Ангелы, стоящие по сторонам и поддерживающие двумя руками плат, облачены в длинные хитоны и гиматии темно-сиреневого и оливкового цветов. Крылья за спиной ангелов голубо-серые, карнация ликов сероватая. Нимбы ангелов позолочены, обведены белой линией.
Фон иконы серо-голубой, рамка по периметру иконы позолочена, обведена серым цветом по внутреннему краю. Икона выполнена в холодной серо-голубо-сиреневой гамме. Надписи на плате написаны красным цветом: «ІИ҃С ХР҃С», «ОБРАЗЪ НЕРУКОТВОРЕННАГѠ ГД҃А НАШЕГѠ ІИ҃СА ХР҃ТА»
Иконный щит состоит из трех досок, на обороте две встречные шпонки.
Образ Спаса Нерукотворного часто помещали в местном ряду иконостаса, он пользовался в Сибири особым почитанием.