Енисейск. Вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера
72,2 х 53,5 х 2,5
КХМ 4599 Ж-1331 Номер в Госкаталоге: 3571605
Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
Святой великомученик Георгий – один из почитаемых святых первых веков христианства, небесный покровитель Москвы, заступник воинов, земледельцев и скотоводов. Первый храм в честь этого святого на Руси был построен в XI веке великий князем Ярославом Мудрым, который основал в Киеве и Новгороде монастыри Св. Георгия.
Образ святого на протяжении всей русской истории вдохновлял защитников Отечества, высшей военной наградой в Российской империи был орден Святого Георгия. С 2002 года этот орден вновь вручают героям России.
В сибирском иконописном искусстве образы святого Георгия занимают особое место. В храмовой иконе енисейского мастера представлено традиционное каноническое изображение чудо святого Георгия, поражающего змия. Святой — воин, скачущий на белом коне, облачен в кирасу, шлем, за его спиной развевается красный плащ. В правой руке он держит длинное копие, которым повергает страшного змия, в левой – поводья, сдерживающие коня. Нимб святого имеет следы золочения, очерчен тонкой белой линией.
На втором плане у правого края иконы изображена Царевна, которую святой спасает от неминуемой гибели. По преданию девушка была отдана на съедение страшному чудищу. На иконе – это дракон с небольшими крыльями, огненной пастью, с подчеркнуто острыми когтями и зубами, с длинным хвостом. Девушка с надеждой смотрит на своего избавителя, ее руки сложены в молитвенном жесте. В правом верхнем углу на небесах, на розово-оранжевом фоне показан Иисус Христос, благословляющий святого на подвиг.
Живописный слой иконы сильно смыт. Фон иконы темного, практически черного цвета, на линии горизонта белым цветом показана граница между небом и землей. Поля иконы черного цвета, ограничены тонкой белой линией и красной опушью. Слева вверху надпись белого цвета прописью в две строки: ОБРАЗЪ СТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ. Внизу по центру имеются следы от ожога свечами.
Образ провинциален, очевидно иконописец не имел профессионального образования, однако он создает цельную и уравновешенную композицию, владеет линией (абрис фигуры дракона) и цветом. Складки на одеждах персонажей проработаны притинками в два-три тона, автор пытается таким образом передать объем и динамику ткани. Колорит иконы сумрачный, состоит из нескольких локальных цветов – красного, зеленого, охристого, белого и черного, которые автор умело перекликает друг с другом. Похожий колорит и характер разделок на одеждах, имеют многие иконы, созданные в Енисейске в XVIII веке.