Высечь рыцаря снегов
«Как можно оторвать от себя кусочек родины?»
Сегодня, 17 июля 2025 года, исполняется 110 лет со дня рождения скульптора Аделя Хакимовича Абдрахимова.
Адель уехал из Енисейска в Красноярск в 1934 году. Позже напишет, что история города ждет своего художника… Он им станет. И назовет енисейскую старину «гордостью дедов и прадедов».
Адель Хакимович Абдрахимов – достойный сын своего народа – родился 17 июля 1915 года (есть данные о его рождении 17 июня) в городе Енисейске. Кстати, той весной было наводнение, напором льда смыта нижняя аллея бульвара, разрушены некоторые дома и заборы. В том же году в августе, по сведениям М.П. Миндаровского, состоялось молебствие и открытие действий на электрической станции.
Детство Аделя прошло в большой небогатой семье. В его младые годы муэдзин с минарета извещал о наступлении нового дня. Муэдзин (араб. «муаззин», от «азан» – призыв на молитву) – служитель при мечети, 5 раз в день призывающий мусульман на молитву. Минарет в исламской архитектуре – башня, с которой муэдзин созывает верующих к молитве. Маленьким он потерял отца, но перед его глазами всегда был надлежащий пример трудолюбивой матери Фатымы Имниаминовны.
В Енисейске 20–30-е годы XX столетия отмечены разными, порой особыми, событиями: гражданская война на территории уезда, продразверстки, появление первых гидросамолетов. Активно начинается коллективизация деревень, открываются педагогический техникум и клуб имени Вахитова. Представители татарского населения активно настаивали на преподавании в школах религии, позволявшей в новых условиях сохранить татарские обычаи. Продолжается антирелигиозная пропаганда и среди христиан. Адель Хакимович впоследствии вспоминал о разрушении православных храмов. Юношей Адель идет во флот, и река закаляет его и без того крепкий характер.
Во второй половине 30-х годов вместе с родной сестрой переезжает в Красноярск и в 1939 году был мобилизован в РККА на Халхин-Гол. По возвращении (1940 год – ?). Адель Абдрахимов устроится работать на красноярскую фарфоровую фабрику. Это было начало его творческого пути. Стать модельщиком фарфоро-фаянсового производства отважился бы не каждый. Выявить объективные качества получающихся предметов: симметрию, гармонию, ритм – первая мастеровая практика. Но традиционно татарский народ славен своими художественными ремеслами. И это проявилось в руках будущего скульптора.
Осенью 1941 года наш земляк ушел воевать добровольцем. Принимал участие в сложнейших операциях (в том числе на Волховском и Ленинградском фронтах). Под станцией Мга (железнодорожный поселок в Ленинградской области) А.Х. Абдрахимов получил тяжелое ранение и после госпиталя (считается, что врачи спасли ему жизнь) был окончательно демобилизован. На той войне он увидел «ВСЮ» войну. И говорил, что для нормального человека это противоестественно: можно с ума сойти. Холод, голод, предательство – но в те времена более морально устойчивыми были люди… И молодой сибиряк не подвел традиций семьи – вернулся внутренне закаленным.
В Красноярске Адель Хакимович вступает в творческое объединение художников, среди которых были и эвакуированные представители далеких регионов большой нашей Родины. Как указано в одной из статей того времени: «Тыл работал на Победу. Художники своим «оружием» отстаивали Родину: создавали графические листы ОКНА ТАСС, в выразительной форме извещавшие о состоянии дел на фронте, призывавшие к борьбе с фашизмом в глубоком тылу. На тематических и передвижных выставках, которые устраивались и в госпиталях, были представлены живописные и графические работы, посвященные войне и будням тыла». Но самая важная послевоенная встреча была еще впереди.
Георгия Дмитриевича Лаврова, уроженца сибирской земли, прославленного скульптора, стиль «Соцреализм», «Ар-деко» (учившегося и во Франции, но репрессированного еще до войны), из Магадана в 1945 году перевели в Красноярск, где со свойственным ему высочайшим профессионализмом он продолжает много и интересно работать. Свидетелем этого будет вернувшийся в родные места Адель Хакимович. Наш земляк характеризует Георгия Дмитриевича Лаврова как очень талантливого, «каких в то время здесь не было». Некоторые виды заказов они будут выполнять вместе, например, работали на здании Торгового Дома братьев Ревильон (г. Красноярск, ул. Мира, 49) – правили утраченные фрагменты интерьеров.
Скорее всего, они дружили. Самородку из Енисейска нужна была «огранка».
Силой своего воображения художник словно переплавляет жизненные впечатления, наблюдения и образы. Скульптору нужно знать анатомию, теорию перспективы, сделать десятки набросков. В конце 1940-х – начале 50-х годов Адель Хакимович принимает участие во многих художественных выставках. Наверное, когда-то случалось и разочарование, но над всем стояли идеалы и ценности.
Долгое время Адель Хакимович, уже признанный мастер, когда получил государственный заказ, вынашивал идею создания памятника знаменитому мореходу и исследователю земли таймырской Никифору Алексеевичу Бегичеву (чья жизнь определенным образом тоже связана с Енисейском, хотя родом он с берегов другой великой реки – Волги). В северных историях про Бегичева (при его удивительно быстрой привычке к заполярному образу жизни) есть факт почти 1000-километрового похода на рыбацкой лодке на веслах; геологические исследования; охотничья доблесть; встреча с Фритьофом Нансеном (и рассказ об открытом острове в Хагангской губе); участие в поисках пропавших экспедиций; умение находить общий язык с представителями коренных народов; обустройство мест стоянок; спасение командира (А. В. Колчака); шитье парусов; организация артели и много чего другого.
«Поступаться таким человеком, как Бегичев, – писал Николай Николаевич Урванцев, – не стоило». Имеется ввиду Пясинская экспедиция 1922–23 годов, куда Никифор Алексеевич был приглашен проводником.
Каким должен быть памятник такому человеку?
Надо было выиграть конкурс – это одно. Надо же материально все в процессе работы взвесить и обеспечить – второе. Он думал, что должно быть: бронза. Для подобных монументов есть два материала: камень и бронза. Живая лепка. Вот и вышел из его рук «человек, идущий сквозь время». Никифор Бегичев (Улахан Анцыфор) в «царство злых духов», о котором часто говорили инородцы, старался ступать, как привык делать все, – основательно.
В стремлении художественным образом воплотить могучесть натуры Бегичева пока нет равных Аделю Хакимовичу.
В Красноярском крае – это единственный монумент за Полярным кругом. Памятник высотой больше 4 метров. К 95-летию Аделя Хакимовича администрация городского поселения Диксон поздравила юбиляра, написав, что памятник является визитной карточкой Диксона.
В.Я. Сивцев, член Союза художников России, заслуженный художник Красноярского края, считает, что необходима работа по сохранению данного памятника, ибо время и климат привели к нарушению его крепости.
Прежние работы скульптора находятся не только в столице края. В 1950–70-х годах Адель Хакимович много работал над созданием портретов.
Позже появятся памятники в честь А.А. Ванеева, А.Г. Перенсона, Ф.Я. Бабкина, Д. Кваш и других известных на территории Енисейской губернии революционных деятелей. Очень выразительно выполнил А.Х. Абдрахимов мемориальную доску для Музея-усадьбы В.И. Сурикова. В его работах 1970–1980-х годов ХХ века – зрелость и глубина.
Последняя, юбилейная, выставка состоялась в честь 100-летия со дня рождения Аделя Хакимовича в Музее художника Б.Я. Ряузова.
Также – усилиями скульптора В.Я. Сивцева и родных А. Х. Абдрахимова – была выставка и на родине Мастера, в Енисейском городском выставочном зале, в 2015 году.
Дед Аделя Хакимовича прожил почти сто лет. Внуку отмерил Всевышний столько же.
Этот материал не смог бы, наверное, состояться без разговора с Василием Яковлевичем Сивцевым. Красивый, мудрый, тоже талантливый человек уделил немного своего драгоценного творческого времени для интервью. С глубокой бережливостью к памяти одного из своих учителей, спокойно Василий Яковлевич не только рассказывал о фактах жизни замечательного енисейца, но и, сам того не замечая, о преемственности нравственной идеи. Это не бездумное подражание. Речь шла о глубоком творческом усвоении опыта изобразительной деятельности. О том, как соединяются традиции и новаторство.
Это не значит, что профессиональная назидательность незримо витала между станками для лепки в помещениях скульптурного городка на ул. Высотной (г. Красноярск), где собирались вместе и опытные, и начинающие скульпторы. Это значит, как сказал Василий Яковлевич: «Художник должен спасти красоту», «Скульптура – это профессия избранных. Мозг работает круглые сутки: как и что прорабатывать надо».
«Судьба так сложилась, что я оказался рядом с Аделем Хакимовичем, – продолжает Василий Яковлевич. \– И думаю вот теперь: у Аделя Хакимовича почему такой путь? Он прошел войну. И всегда говорил: «Человек должен сеять добро». У него был природный талант, который должен, как ружье, «выстрелить». Мы все ищем смысл жизни. И я это прошел».
В мастерской Василия Яковлевича есть фотографии, стоят настольные часы Аделя Хакимовича. И легендарный станок мастера, который изготовил в свое время Г.Д. Лавров.
На вопрос о том, что было главное в жизни Аделя Хакимовича Абдрахимова, – Василий Яковлевич ответил очень просто: «Самое главное – жизнь. Откуда черпать? Мы с Аделем Хакимовичем в этом смысле были единомышленниками».
Мир работ Аделя Хакимовича – от богатства души и происходящего вокруг.
Экскурсовод М.А. Лысаковская.
Работы Аделя Хакимовича Абдрахимова хранятся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея и Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова.
При подготовке использованы материалы:
1. Буклет «Скульптура. Абдрахимов Адель Хакимович». Союз художников России. Музей художника Б.Я. Ряузова. Автор проекта – В.Я. Сивцев. Составитель – искусствовед Л.И. Шаповалова. 1915 г.
2. Петров И., статья «Когда в боекомплекте – перо, мольберт, резец», 2 сентября 2020 г. // НКК. Dzen.ru.
3. Статья П.М. «Памяти Н.А. Бегичева» (Ен.гор.архив Р-250 Оп.1 Д.57)
4. Хустик С., статья «В Красноярске исчезает уникальный скульптурный городок», журнал «Аргументы и факты на Енисее», №1–2 (1782–1783), январь 2015 г.