Сегодня Енисейск встречает жителей и гостей города галереей купеческих особняков и церквями-исполинами, современными кварталами 5-ти этажных домов. Часть застройки остается деревянной, присутствует печное отопление. В прошлые столетия такой тип строительства в Енисейске преобладал. Поэтому пожары были привычным явлением, часто наносили городу серьёзный ущерб. В огне погибали не только личные, но и общественные ценности – здания, предметы искусства, архивы.
В ночь на 11 февраля1868 года (по старому стилю) случился пожар, в котором сгорело здание театра на Сенной площади. Был «прощенный день», на тушении людей было недостаточно. К огорчению енисейцев, огонь уничтожил здание дотла.
Театральные постановки на протяжении многих лет играли важную роль в культурной жизни Енисейска. Сегодня мы расскажем об эпохе расцвета этого искусства в нашем городе.
История театра начинается с античных времен. С драматургов, актеров, декораций и костюмов Древней Греции и Древнего Рима началось сценическое искусство. Театральные постановки возникли от народных гуляний в честь бога Диониса и сельских праздников сбора урожая.
Во второй половине XIX столетия любительские постановки прочно вошли в городскую культуру Енисейска. Актерами были представители местной интеллигенции, представления давались во временном театре во дворе дома Проскуриковых. Для увеселения публики в город приезжали комедианты, вольтижеры, в цирке Франца Раде давались акробатические и драматические представления. О спектаклях сообщали актеры и акробаты, расхаживающие по городу в костюмах. Золотопромышленники и их служащие собирались в домах, где лилось вино и разыгрывались карты.
Вот как описывает досуг А. И. Баркова, прибывшая в Енисейск в 1849 году: «Устраивались у нас музыкальные вечера, пели мы дуэты чуть не всякий день, обрели порядочного артиста на скрипке, и таким образом зажили жизнью, далеко непохожей на прежнюю енисейскую, где вино и карты были на первом плане. В сентябре, ко времени выезда горных властей и золотопромышленников из тайги, явился в город цирк; наездники и наездницы были, сколько помню, неважные; пантомимы представляли они весьма плохие; цирк построен был наскоро, всюду дуло, но публика, несмотря на это неудобство, посещала его усердно и очень была довольна представлениями, особенно ученой лошадью «Магомет».
Собственное здание театра появилось в Енисейске в 1855 году. В поставленном на Сенной площади антрепренером Ярославцевым театре ставили: «Гамлет» В. Шекспира, «Велизарий» баварского драматурга Э. Шенка, «Бедность не порок». А. Н. Островского. Аккомпанировал актерам музыкальный оркестр под управлением искусного капельмейстера Апоева. Сбор за вечер достигал солидной суммы в 1000 рублей, театр был переполнен публикой.
В театре Ярославцева выступали и гастролирующие актеры: арабы-кабилы, фокусники Лемергард и Беккер, французский скрипач Александр Де Ла Раншере.
В ночь на 11 февраля 1868 года случился пожар, на тушение людей было недостаточно и театр сгорел дотла. Долгое время после этого собыытия постоянного помещения для театра у енисейцев не было, гастролёрам и актерам-любителям негде было устраивать представления.
Потребность города в здании театра была высока. Постановки ставили в домах золотопромышленников и купцов, общественных библиотеках. Например, в народной читальне при Богоявленском соборе помимо светских и религиозных чтений, организовывались и совершались благотворительные спектакли.
Судьбу енисейских артистов легкой не назовешь. Так в 1870-х годах устраивать спектакли приходилось в холодном пожарном сарае. А. И. Кытманов пишет: «Но вот приехал пиротехник, фокусник, акробат – отстроил старый сарай пожарной и стал в нем устраивать представления. В этом сарае приютились и любители драматического искусства. Недурно была сыграна пьеса «Не в свои сани не садись», в следующем году хорошо стояла пьеса «Доходное место», в которой приняли участие Шипилин, Вилькенский, Батаревич, Львов, Григорьева, Семидалова. В сарае пола деревянного не было, на земле насыпаны опилки, отапливался он железными печами, но публика сидела в шубах».
Вскоре артистам и публике повезло, для спектаклей отстроили нижний этаж дома золотопромышленника Баркова, помещение было чище и больше сарая.
Вопрос об устройстве в городе здания театра стоял остро. Неравнодушные енисейцы предлагали Думе построить новое здание или восстановить существующее. Но за недостатком средств Дума от устройства здания отказалась и предложила любителям сценического искусства дать «городническое место» на 6 лет, чтобы по истечении этого срока театр полностью передали городу. Театралы не воспользовались этим предложением и еще 5 лет выступали в доме Баркова на Большой улице.
В 1879 году решено построить собственное здание Общественного собрания и театра. Городская управа выделила место, а на постройку здания организовали подписку, которая дала 4723 рубля. Всего на постройку здания потрачено 21342 рубля. Распорядителем и строителем здания Общественное собрание выбрало потомственного почетного гражданина, купца II гильдии В. М. Харченко.
М. П. Миндаровский вспоминает: «Интересен был во время постройки театра такой случай. Одному из богатеньких старожилов-купцов Василий Михайлович предложил подписку на постройку, это было в 1880 году. Дело происходило на именинах у кого-то, и все были в веселом настроении. Купец этот, непримиримый враг собраний и театров, грубо отказался от предлагаемой жертвы, Харченко принялся было убеждать его и в ответ получил оскорбления по своему адресу. Назавтра Харченко подает в суд жалобу на оскорбителя, а этот последний, сознав свою горячность и нетактичность, ищет через посредников примирения. В конце концов дело кончается мировой сделкой, на которой Харченко свою готовность помириться и прекратить дело обусловил пожертвованием ему нескольких десятков или сотню пудов железа, хранящегося в гостином ряду и составлявшего собственность обидчика. Тот, конечно, согласился на это, и вот этим-то железом Харченко и покрыл крышу на собрании. Впоследствии приятели немало донимали своими шутками непримиримого врага театров и общественных собраний, показывая ему на крышу выстроенного здания».
Любители драматического искусства, пения, музыки устраивали в новом театре спектакли, концерты, аллегри, маскарады. У театра, наконец-то, появилась возможность принимать гастролирующие труппы и ставить собственные постановки в подходящих условиях.
Часто спектакли представляли с благотворительными целями. Сборы направляли в пользу учебных заведений, музея, библиотек, городской лечебницы. Особенно популярными и оживленными были святочные маскарады, на которых собиралось до 500–700 посетителей, они приносили основной доход заведению. В этот сезон маскарадов гудящая толпа заполняла зал и гостиную клуба, ложи, партер и сцену театра Общественного собрания.
В фондах Енисейского краеведческого музея хранятся афиши драм, трагедий и комедий. Среди исполнявшегося на сцене енисейского Общественного собрания не раз ставились «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Предложение», «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Ошибки молодости» П.П. Штеллера. Исполнители главных ролей: П.Кытманов, Н.Григорьев, А.Кытманов, И.Кусков, А.Вицина, В.Ильин, А.Кытманова, В.Михайлов, А.Пулло, К.Харченко, А.Грязнов, И.Дементьева, А.Востротина.
Большой популярностью пользовались спектакли с участием купеческой дочери И. Бородкиной, учительницы А.Э. Заболоцкой, аптекарской помощницы В.А. Дорониной. Среди актеров на театральной сцене Енисейска выступали городские учителя и учащиеся средних учебных заведений, врачи, купцы, чиновники.
В стенах общественного собрания и театра проходили не только увеселительные мероприятия, но и выборы, а также суды. Так в 1899 году имело место быть заседание Иркутского военно-окружного суда для разбора дела об ограблении приискателя. А также в стенах театра проходили предвыборные собрания и выборы в первую государственную Думу.
В 1911 году, в день Рождества здание общественного собрания и театра сгорело. По одной из версий причиной пожара стала неосторожность прислуги: лакеев и официантов, бросивших непогашенную спичку или папиросу в комнату, где хранились старые афиши и разный хлам, а также посуда с керосином. Декорации, мебель и библиотеку спасти не удалось.
После пожара спектакли ставили в здании народной читальни имени А. С. Баландина, построенной на средства и по инициативе В.А. и А. А. Баландиных. Собранные средства шли в пользу призванных на фронт Первой мировой войны и их семей, городских обществ. Любители драматического искусства ставили: «Ради счастья» Пшибышевского, «В царстве кулис» Жуковского, «Царевну-Лягушку» Беляева.
Такова история театра в Енисейске XVIII – начала XX века.