Экспонат недели сегодня — Алэл. Что значит кто такой?)
Ну, во-первых, Алэл — фигура женского рода высотой от 15 до 30 сантиметров, сотворенная из целого куска дерева с искусно вырезанным широким лицом, руками, ногами и грудью. Обязательно это «старушка» должна быть одета: и потому, что ей голой будет холодно, и потому, что быть голой неприлично.Наряды шили ей самые красивые, украшая одежду вышивкой и бисером. На лбу красовалась якрасивая повязка из разноцветного бисера, а еще бисерную нить пропускали по подолу суконного халата и по голенищам унтов. Ни одна кетская семья не могла обойтись без алэлов. Как правило, их в семье было от одной до нескольких. Эти «старухи» — помощницы семьи во всех ее делах: они охраняют жизнь и богатства семьи, помогают по дому, следят за детьми и скотиной — оленями, собаками.
Алэл являлся для кетов святыней – покровителем очага, семьи. Это женский мифологический персонаж, которому приписывалась способность помогать при родах, в воспитании детей, по хозяйству. Кроме того, алэл охранял семью от злых духов и нехороших людей и даже мог предвидеть будущее: если хозяевам грозила опасность или смерть, она начинала выть, а вслед за ним особым воем выли собаки (В.И. Анучин. «Очерк шаманства у енисейских остяков»). Кеты говорили, что алэлы чувствуют все, как люди. Им доступны жалость, обида, они знают горе и беды, а также и радость. Нередко их кормят, смазывают рот рыбьим жиром, оленьей кровью. Если человек не будет заботиться об алэлах, то семья останется без постоянных безропотных помощников и погибнет.
А еще алэв использовали при гадании. Фигурку брали большим и средним пальцами за голову за то место, где должны быть уши, раскачивали и подбрасывали таким образом, чтобы он несколько раз пере-вернулся в воздухе. Если алэл падал лицом вверх, ответ считали благоприятным. Гадать мог только хозяин чума, старшая в семье женщина. Хранился алэл в передней части чума — за очагом, в берестяном туесе или в специальных «нарточках», при перекочевках их обязательно брали с собой в санках-ящиках со всеми домашними вещами. Все обрядовые действия с алэлом (кормление, одевание, украшение), кроме фигур, связанных конкретно с шаманским культом, совершали женщины. Алэл передавался по наследству по мужской линии, обычно младшему сыну. При отсутствии прямых наследников мужского пола фигурку передавали другим родственникам-мужчинам. Если таковых не находилось, считалось, что дух покидает фигурку и она не имеет никакого значения, и её относили в укромное место в лесу.
Алэлы представлены в коллекциях разных музеев России и других стран: музей Петра Великого (Кунсткамера), Красноярский краеведческий музей, Этнографический музей Томского университета, музей в Новосибирске, музеи в Гамбурге и Лейпциге (ФРГ), в Хельсинки, Эвенкийский краеведческий музей. Енисейском Краеведческом музеи имени А.И. Кытманова не исключение — вы можете познакомиться с этим интересным экспонатом и рассказать много интересных историй!
Ждём вас на Бабкина, 8