О жизни енисейца Степана Васильевича Востротина написано немало строк. Изучением биографии и анализом деятельности Степана Васильевича в разные годы занимались сотрудники енисейского краеведческого музея и другие исследователи. На сайте музея и в наших социальных сетях размещены статьи о Востротине – гласном Енисейской городской Думы, городском голове, соруководителе компании пароходства и торговли, председателе Енисейского вольнопожарного общества и общества попечения о начальном образовании. Степан Васильевич был активным меценатом, не жалеющим собственных средств: финансировал строительство здания амбулаторной лечебницы, жертвовал на постройку ночлежного дома, был защитником интересов Сибири и Енисейской губернии в Государственной Думе III, IV созывов.
Сегодня мы расскажем о Степане Васильевиче как об исследователе северного морского пути.
В 1875 году, опровергнув мнение о несудоходности Карского моря, в Енисейск прибыл шведский полярный исследователь Нильс Норденшельд. По результатам экспедиции к устью Енисея Норденшельд написал книгу, а 11-летний Степан начал внимательно следить по газетным сообщениям и книгам за освоением Арктики, его захватила мечта о северной экспедиции.
В 1893 году Степан Васильевич знакомится с английским капитаном, членом Королевского географического общества – Джозефом Виггинсом. Мореплаватель был озабочен возможностью постоянного сообщения между английскими портами и сибирскими реками. Виггинс одним из первых понял, как велики богатства Сибири, фактически еще никем не тронутые, и сделал все возможное для развития торговых отношений Англии и России. В 1870-1890-х гг. Джозеф Виггинс неоднократно совершал плавания через Карское море, вывозя сибирские товары на европейский рынок. Степан Васильевич решил тщательно изучить вопрос о морских сообщениях Сибири с Западной Европой по Северному морскому пути. Его привлекали речные и морские перевозки, освоение морской магистрали.
Английский капитан и енисейский государственный деятель продолжили общение. В 1894 году Степан Васильевич по приглашению Виггинса побывал в Англии, откуда на английском пароходе он совершил свадебное путешествие из Ньюкасла в устье Енисея, а затем прибыли в Енисейск. В ноябре 1895 года, в качестве городского головы Енисейска, Степан Васильевич давал обед в честь прибытия в Енисейск капитана Виггинса, а «затем и вечер с танцами». Также известно, что перед обедом Виггинсу был поднесен поздравительный адрес, «написанный на русском и английском языке, за подписью гласных думы».
Степан Васильевич горячо отстаивал идею торгового сообщения по Великому северному пути. В 1896 году Востротин стал членом Русского географического общества. За свою жизнь Степан Васильевич опубликовал целый ряд статей и брошюр, посвященных развитию транспортной системы Центральной Сибири, до сих пор сохранивших свое научное значение. Он понимал, что рост экономики региона невозможен без развития транспорта. Сибирские лес, уголь и графит считал целесообразным возить только морским путем из-за низкой стоимости и большого объема. Востротин был тверд в своих убеждениях: «Без морского пути трудно оживить север России и Сибири, и все намерения правительства колонизировать пустынные берега низовьев Оби и Енисея не дадут желательных результатов без этого пути». Главную проблему торговли Енисейской Сибири он видел в огромных расстояниях и слаборазвитых путях сообщений.
Востротин упорно убеждал предпринимателей всей России в необходимости скорейшего освоения Северного морского пути. И не только купцов и промышленников, а политиков и царских сановников. Экономические расчеты, произведенные Степаном Васильевичем, убеждали самых ярых противников Северного морского пути.
Так Востротин описывал тяжелую транспортную ситуацию территории, возникшую по причине русско-японской войны в 1904-1905 гг.: «Отсутствие северного морского пути особенно чувствуется Сибирью, когда сибирская железная дорога всецело занята перевозкой войск и воинских грузов. В Сибири все страшно вздорожало. Во многих местах совершенно нет предметов первой необходимости как сахара, чая, керосина…»
Новым этапом на пути к цели стало знакомство сибиряка Востротина с норвежцем Нансеном – легендой полярных исследований. В 1913 году вместе с Фритьофом Нансеном Степан Васильевич Востротин совершил путешествие от берегов Норвегии до Енисейска. Нансен восхищенно отзывался о богатствах сибирского леса и гостеприимстве сибиряков, особенно внимание Фритьофа Нансена привлекали аборигены края. По возвращении в Европу он выступал с лекциями о неисчерпаемых богатствах Сибири и о выгодах торговли с ней. О плавании норвежец написал книгу «В страну будущего», где давал характеристику своему компаньону и переводчику Степану Востротину:
«Степан Васильевич Востротин – золотопромышленник из Енисейска, городской голова, а в настоящее время член Государственной Думы, представитель края с почти миллионным населением. Лучшего спутника у нас в Сибири и быть не могло. Свою родину и свое миллионное население он знал вдоль и поперек и являлся настоящим живым справочником по всем интересовавшим нас вопросам относительно условий местной жизни и труда».
За год до путешествия Востротин добился открытия первых радиостанций, функцией которых являлось поддержание связи пароходов с портами и информирование судов о состоянии льдов в Карском море.
В 1919 году Степан Васильевич Востротин возглавил Комитет Северного морского пути Всероссийского правительства, созданный по распоряжению А. В. Колчака. Организация отвечала за широкий спектр вопросов, связанных с освоением и изучением Северного морского пути. Так, Степан Васильевич Востротин, мечтая пройти сквозь льды северных морей, открыл Енисейск миру.
Большое место в деятельности Степана Васильевича занимали поиски путей развития Енисейска. Благополучие города и его жителей волновало Востротина на протяжении многих лет, за что знаменитый енисеец был удостоен звания почетного гражданина нашего города.