Обращаясь к деталям различных ветвей христианства, можно увидеть как сходства, так и различия. По отношению к западной ветви христианской религии, одной из отличительных особенностей православной культуры стали иконы. На иконах изображались образы почитаемых святых, им посвящались храмы, им молились. Но порой походные условия не позволяли иметь в наличии полноразмерную икону, и на помощь путнику приходит складень. Учитывая обширные просторы русской земли, преимущества складней неоспоримы. Складень при весьма компактных размерах позволяет путнику нести с собой несколько образов.
На Русь складни пришли вместе с православием из Византийской Империи. Изначально прообразом складней стали царские врата, закрывающие алтарь в православном храме. Старинные складни могли иметь разное количество створок, но обязательно не менее двух, изготовленных из дерева, кости или металла. Створки расписывались, украшались резными элементами, а также покрывались эмалью.
Представленные на фото складни относятся к более позднему периоду XVIII-XIX вв. В то время складнями пользовались главным образом старообрядцы, поскольку гонимые синодальной церковью они не всегда могли иметь полноразмерные деревянные иконы.
Первый из представленных складней по количеству створок относится к трёхстворчатым. Складень отлит из медного сплава. На центральной створке размещён образ Николы Чудотворца, именно «Николы», поскольку старообрядцы признавали только древнюю форму имени святого. Боковые створки вдвое меньше центральной, для того чтобы складень было возможно закрыть и створки не мешали друг другу. На боковых створках размещены избранные праздники.
Второй складень относится к четерёхстворчатым, отлит из бронзы, частично покрыт эмалью. «Большие праздничные створы» несут в себе более сложную конструкцию, петли складня плотно пригнаны друг к другу, а две центральные створы имеют большие размеры, чем две боковые, что позволяет створам заходить одна в другую. На створах размещены «Двунадесятые праздники» и «Похвала иконам богоматери». В сложенном виде лицевая сторона складня украшена Голгофским крестом.
В XX столетии изготовление складней прекратилось с приходом советской власти и возродилось только в 90-х годах. Современные образцы представляют собой главным образом деревянные складни.
Складни, о которых шло повествование, представлены в экспозиции нашего музея в блоке «Православие на Енисее».