Сегодня – последний день Масленицы. Этот день совпадает с христианским праздником – Прощеным воскресеньем. Сейчас Масленицу провожают театрализованными представлениями, сжиганием чучела, хороводами и зимними играми. Всю неделю праздника пекут блины и ждут гостей.
Праздник Масленицы был одним из самых значимых у восточных славян. В некоторых местностях России Масленица могла длиться одну-две недели, а на западе и юге страны она затмевала по размаху святки.
В начале XX века сроки празднования Масленицы сократились. А. А. Макаренко отмечал в «Сибирском народном календаре»: «Лет 50-70 назад «масляничать» начинали в среду, теперь пируют с четверга или пятницы».
Сокращение сроков не отразилось на широте празднования. Масленица в Сибири продолжала иметь общественный характер. Хождения в гости, катания, масленичные пиры затрагивали и старых, и молодых, представителей всех сословий. Масленичная неделя называлась «Масленка».
Меню сибиряков во время празднества было таково: «яства» «молошны», «масляны», «рыбные». Основу составляли мучные и рыбные продукты, а употребление мясной пищи в «Маслянку» не допускалось. На столе стояли: пирожки, блинчики, вафли, хворост, творог со сметаной, яичница на молоке. В Енисейской губернии блины не везде включались в меню праздничных блюд. Пили водку, пиво хмельное или травяное. Сибирское травяное пиво изготавливали из хлебного сусла и сбора сладких трав. Сусло варилось с ягодами, черемухой, калиной.
Почти на всей территории губернии празднование сопровождалось катанием с ледяных гор – «катушек». За неделю или две до «Маслянки» парни любой деревни соединялись в артели, сооружали одну общую «катушку» или несколько, отдельно для каждой улицы.
Возводилась горка, как правило, на спуске к реке или на склоне другой возвышенности. Снежный скат и верхнюю площадку «катушки» поливали водой для того, чтобы образовалась наледь. Продолжение пути – «хвост», расчищали от снега. К каждой горке прикрепляли молодых людей, которые следили за благоустройством «катушки» и порядком во время катания. Открывали горку в первый день масляной недели.
Как писал А.А. Макаренко, вечером на «катушку» собирались шумные толпы парней, девушек, ребятишек – всех, кто находит удовольствие в катании с горки, «в ком дух веселья просится наружу». Молодые люди показывали свою удаль, спускаясь с девушками на санках или салазках с большой высоты. Девушки посмелее умели самостоятельно управлять санками и катали своих подруг. С горки спускались целыми компаниями на «кожуре»-шкуре и санях-«дровнях». Малыши ждали своей очереди и толкались на голове «катушки».
В последние два-три дня Масленицы катание с горок прекращалось, далее разъезжали по улицам на лошадях, могли устраивать состязания верховых лошадей. В некоторых местностях «катушки» сжигали в последний день Масленицы.
Кони мчались по улицам, красуясь лучшей сбруей и звеня колокольчиками. На Ангаре катающиеся исполняли «проголосные» – протяжные лирические песни. Принимала участие в катании преимущественно молодежь.
Различные зимние игры были неотъемлемым атрибутом масленичной недели. В населенных пунктах юга Енисейской губернии популярной потехой было взятие снежного городка. Крепость строили «на совесть»: с высокими стенами и въездными воротами. Внутри располагалась стража, которая защищалась метлами и нагайками. Осаждали крепость пешком и верхом, взбираясь на стены и врываясь в ворота.
Суббота масленичной недели была поминальной, называлась Родительской. Воскресенье – Прощеным днем или Целовальником. «Перед вечером этого дня путники прокатываются на телегах, в чем усматривается намерение попрощаться с зимой и показать дорогу лету». Важным этапом Прощеного воскресенья было посещение могил родственников. В некоторых селах Енисейской губернии проводы Масленицы сопровождались шествиями с участием ряженых. «Местами на телегах, в сопровождении толпы скоморохов, возят соломенное чучело – «Маслянку».
Чучело делали из старого тряпья и набивали соломой, наряжали в мужское платье, сажали в специальный экипаж, составленный из связанных между собой двух-трех саней. В сани впрягали по одной лошади. В переднюю часть саней ставили пустую бочку, рядом – стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками. К чучелу также привязывали бутылку со стаканом. В отдельных санях везли лодочку с рваным неводом.
Шествие сопровождала труппа, одетая в старую рваную одежду. Лица артистов были испачканы сажей. Один из участников труппы делал вид, что мутит воду, другой – изображал рыбу. Остальные были рыбаками. В бочку стучали и пели песни: «Бросайте работу, Маслянка идет, широка идет!». Процессию провожала толпа любопытных.
Остановившись перед домом купца или мещанина, артисты выбрасывали из лодки невод и растягивали поперек улицы. В ловушку попадала «рыба», начинала метаться. Хором пели «величанье» хозяину дома. Хозяин благодарил «потешников» водкой, угощение тут же распивалось в санях за столом.
В праздничное воскресенье ездили к своим родным, знакомым и соседям, чтобы помириться с ними и попросить прощения за все обиды. Младшие кланялись в ноги старшим с просьбой простить. В ответ отвечали: «Бог простит!» и целовались друг с другом. Отсюда пришло второе название этого дня – «Целовальник».
С приходом темноты общее веселье затихало. С окончанием Масленичной недели начинался Великий пост – подготовка к празднованию Пасхи. Существовал обычай оставления еды на ночь. То, что не съели, накрывали полотенцем или скатертью и убирали со стола только утром.
Таковы основные события празднования «Масленки» на территории Приенисейской Сибири. В разных районах края существовали свои обряды и поселенческие традиции, некоторые из них стараются сохранить и сейчас.
Сегодня в Енисейске масленица проходит с блинами и гуляниями. Учреждения культуры проводят мероприятия, а хозяйки накрывают на стол и делятся лучшими рецептами.