Стереофотография – разновидность фотографии, позволяющая видеть заснятую сцену объёмной за счёт бинокулярного зрения. По мнению экспертов Мультимедиа Арт музея, история стереоизображения насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал зрителей начиная с 30-х годов XIX века.
Ни для кого не секрет, что для создания стереофотографии необходимо сделать два снимка одного сюжета, где каждый кадр соответствует взгляду правого и левого глаза. При просмотре снимки образуют объемное изображение. Этот принцип не изменился и сегодня. Сильнее изменился способ просмотра: специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как, глядя в стереоскоп, зритель XIX века оставался один на один с изображением.
Когда же енисейцы познакомились с этим новшеством?
Всем известно, что в Енисейске важную часть своего жизненного пути провел Максимилиан Осипович Маркс, сосланный в Сибирь по делу Каракозова.
Он прибыл в наш город морозным вечером 15 декабря (по старому стилю) 1868 года и «чуть было не погиб у ворот блаженства». Здесь его ждали жена и дочь. Семья стала свидетелем страшного пожара, испепелившего большую часть города в августе 1869 года. Но уже с 19 апреля (по старому стилю) 1871 года он начал вести постоянные метеорологические наблюдения в Енисейске, что можно считать датой создания первой метеостанции. Кроме этого, Максимилиан Осипович преподавал уроки физики и естественных наук, несмотря на козни директора мужской прогимназии после того, как Маркс отказался чертить планы будущего здания прогимназии в двух экземплярах.
Но мало кто знает, что он также был искусным фотографом.
В личном деле сохранились отпечатки его фотографий участников двух научных экспедиций, сделанные летом 1875 года: флота-лейтенанта А.К. Сиденснера и профессора А.Э. Норденшельда. Как заметил о последней сессии сам Маркс: «Я снял фотографические портреты со всех участников экспедиции в двух группах: Нордешельд, Люндстрем и Стукеберг в одной, и трое китоловов в другой».
Но сегодня на ваш суд мы представляем 3D отпечаток, сделанный Марксом 4 июля 1877 года. На нем изображен енисейский пейзаж, на втором плане хорошо просматриваются маковки Надвратной церкви и Спасского Собора мужского монастыря.
Очевидно, что место съемки фотограф выбрал возвышенное, с него хорошо просматривался угловой дом напротив. Своим фасадом одноэтажный дом, больше похожий на лавку, выходит на Большую улицу (сегодня – Ленина), другой – на Святоградскую (сегодня это улица Худзинского).
Сегодня на этом месте стоит двухэтажный дом по адресу: ул. Ленина, 131.
Снимал Максимилиан Осипович, скорее всего, из окна своего фотоателье. Размещалось оно, – по воспоминаниям Степана Востротина, – в одном из флигелей его деда. Известно, что на этом месте после пожара, в 1873 году, енисейский мещанин Степан Михайлович Востротин выстроил двухэтажный дом. После его смерти дом перешел во владение сына Василия, а после того, как и его не стало – его сыновьям Степану и Василию Востротиным. Они, в свою очередь, передали дом под нужды Александровского дома призрения бедных детей. Дом был разобран и перенесен на Спасскую улицу (сегодня – Тамарова). И сегодня на этом месте – не застроенный участок.
С местом съемки разобрались.
Теперь посмотрим на другие характеристики отпечатка. Фотография сделана двумя объективами, а затем отпечатана и помещена на картонный бланк. Затем уже Маркс ее собственноручно подписал. Слева на бланке подпись: «Енисейск. Святоградская улица и Мужской Монастырь. Справа появилась запись: Енисейск № 3. М. Маркс» и ниже «18 4/VII 77».
Поступил этот отпечаток в Енисейский музей в начале 1928 года от енисейского краеведа Михаила Прокопьевича Миндаровского, который сумел сберечь в своем домашнем собрании до этого момента замечательный оттиск старинного города.
Если у вас есть старинные стереофотографии, мы рады рассмотреть их вместе с вами.