2023 год объявлен в нашей стране годом педагога и наставника. Образование всегда было важным показателем культурного развития, отражающим внутренние потребности и условия в деле просвещения населения.
Повышение грамотности в России прошло долгий исторический путь развития. Каждый период предъявлял свои требования к широте и глубине знаний, вовлеченности в образование различных слоёв населения, разнообразию учебных заведений, востребованных сообществами.
По данным 1797 года, процент грамотного населения России составлял 9,2% в городе и всего 2,7% в селе, при том, что из всего количества жителей страны только 4% были горожанами. Стоит также отметить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись вместо обозначения крестиком.
Отмена крепостного права в период эпохи Великих реформ 1860-х стала новым толчком для развития российского образования. Одним из условий его развития являлось преобразование существующих учебных заведений и создание новых ступеней образования.
Необходимо было увеличить число учащихся примерно до 4-5 миллионов человек, подготовить десятки тысяч учителей и преподавателей. В Уставе от 19 ноября 1864 года учреждались три вида средней школы: классическая с двумя древними языками, классическая гимназия с латинским языком и реальная гимназия без древних языков. Срок обучения составлял 7 лет. Выпускники реальных гимназий были лишены права свободного поступления в университет, для этого необходимо было сдать экзамены по одному из самых сложных предметов – латинскому языку, а они его не изучали.
Следующий этап реформирования в образовании связан с Уставом гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 1871 года. Главная задача министерства образования в данный период – «борьба с нигилизмом и крамолой в просвещении». Для этой цели «должны быть отвергнуты всякие системы, основанные на многопредметности. Единственная серьезная школа, ведущая к университету, к серьезным научным занятиям, – оставалась классическая гимназия».
В программе сокращались часы на изучение литературы и истории, которые якобы «способны лишь противодействовать правильному умственному и нравственному развитию юношества». Гимназия становилась девятилетней – вводился подготовительный класс, обучение в седьмом классе продолжалось два года.
История енисейской мужской прогимназии начинается со стремления местного купеческого и чиновничьего слоя добиться открытия новых учебных заведений в Енисейске. Отправлять детей в гимназии далеких сибирских центров, таких как Красноярск и Иркутск, было делом весьма непростым и затратным.
Из воспоминаний М.П. Миндаровского: «В заседании думы 16 апреля внесен был доклад гласного Александра Игнатьевича Кытманова, предлагающего ходатайствовать пред правительством о преобразовании местной шестиклассной прогимназии в полную гимназию. В отличном и задушевно написанном докладе Александра Игнатьевича детально указаны были все затраты местного общества на дело народного образования, его стремление видеть у себя законченное среднеучебное заведение и приведены заслуги города пред страной в виде золотопромышленности. Снабженное цифровым материалом, ходатайство это направлено было по принадлежности обычным путем через губернатора, как указывала 102 статья действовавшего тогда Городового положения».
В 1905 г. старанием местной интеллигенции в учебном заведении открыли VII класс. С этого периода прогимназия была преобразована в полную гимназию, далее в ней состояло восемь классов со старшим и младшим отделениями. В отличие от женской гимназии, мужская содержалась, главным образом, на средства казны. Дополнительными источниками ее доходов являлись: плата учеников, земские сборы, пожертвования попечителя и других лиц, проценты с капиталов, завещанных гимназии степенным гражданином И.А. Поповым, купцом М.М. Бородкиным. Численность учеников гимназии была нестабильной и зависела от экономических и бюрократических факторов. Большое влияние на жизнь учебных заведений оказывало мнение вышестоящих чиновников, посещавших Енисейск с проверками. Особенно остро стоял вопрос в отношении мужской прогимназии. В начале XX века ситуация нормализовалась, росла потребность горожан в образовании, число учеников значительно возросло. В 1902 г. в прогимназии обучалось 110 чел., в 1910 г. – 177 чел., в 1917 г. – 173 чел.
Енисейская мужская гимназия с 1886 г. располагалась в здании, построенном на частные средства, большую часть которых составлял вклад купца 1-й гильдии И.П. Кытманова. В подвальном помещении находились квартиры служащих, смотрителя здания, директорская кухня, прачечная и кладовые. На первом этаже находились: квартира директора, квартира инспектора гимназии, канцелярия и швейцарская; на втором этаже – классы, рекреационный зал, учительская, кабинет инспектора гимназии, в котором принимал врач гимназии; на третьем этаже – физический кабинет, библиотека, чайная, расположенная в коридоре, приготовительные классы. Освещение изначально было керосиновое, а затем и электрическое. Отопление было печное, дрова покупались у крестьян. Излюбленным местом учеников стал небольшой сквер, который был создан лишь в 1910 г. старанием директора Р.А. Френкеля на площадке между Преображенской церковью и Богоявленским собором. Гимназистам уже позволялся более разнообразный досуг. В сквере ребята могли поиграть в мяч, кегли и крокет, покататься на карусели, выполнять упражнения на гимнастических снарядах. Прилагалось немало усилий для физического развития учащихся.
В гимназиях учились в основном дети купцов, чиновников и духовенства, а в приходских и городских училищах – дети мещан и крестьян. В начале XX века в гимназиях увеличилось число представителей мещан и крестьян, но по-прежнему сохранялся высокий процент детей личных дворян, чиновников, почетных граждан и купцов. В 1910 году для помощи беднейшим ученикам было образовано Общество вспомоществования учащимся мужской и женской гимназий Енисейска, члены которого делали взносы, устраивали благотворительные мероприятия. Согласно «Правилам для учеников Енисейской прогимназии» учащиеся должны аккуратно посещать уроки, не опаздывая на молитву перед их началом, быть вежливыми, доброжелательными и дружелюбными; вставать в 6 утра, ложиться спать в 10 часов вечера, а с 6.30 утра до отхода в гимназию повторять уроки.
Ученики в гимназии получали не только образование, но и наряду с ним элементы воспитания. С высоты XXI века, принятые «Правила» содержат строгие запреты, например, на посещение маскарадов, кондитерских и других увеселительных мест, на катание с гор, на общественных каруселях и качелях. Запрещались любые самовольные действия ребят.
Таким образом, гимназия заботилась о том, чтобы ребята достойно несли звание гимназиста, и во всём показывали пример прилежания и усердия.