В 1958 и 1959 годах Енисейский музей принимал участие в крупномасштабных полевых исследованиях в команде объединенной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР. Были собраны археологические и этнографические материалы по истории древнейших периодов части долин рек Енисей, Кеть и Кемь. Работа экспедиции была сосредоточена в пяти пунктах:
1. Археологическая разведка в г. Енисейске на р. Мельничная;
2. Археолого-этнографические исследования в с. Маковское на р. Кеть;
3. Археолого-этнографические исследования по р. Подкаменная Тунгуска;
4. Археолого-этнографические исследования в станке Сургутиха (р. Подкаменная Тунгуска);
5. Археолого-этнографические исследования в станке Пакулиха (р. Подкаменная Тунгуска).
В городе Енисейске был осмотрен правый и левый берег р. Мельничной. Здесь были найдены 75 фрагментов керамики, среди которых преобладали фрагменты горшков и мисок из белой глины. Также была найдена морёная посуда, близкая по типу к найденным сотрудниками Красноярского краеведческого музея в 1958 году при раскопках Красноярского острога образцам.
Среди белоглиняных сосудов было найдено 2 фрагмента с орнаментом: один с волнообразным, другой – с зигзагообразным. Морёную керамику можно датировать XVII-XVIII вв., то есть временем близким к основанию города. Находки керамики подтверждают, что в данный период в Енисейске было свое ремесленное гончарное производство. Находки были обнаружены в районе нахождения Воскресенской церкви, которая расположена на противоположном берегу р. Мельничной.
Особо интересны антропологические и этнографические исследования, которые проводились исследователями в старинном селе Маковское, которое было образовано на берегах Кети в 1618 году. Исследователи смогли провести устные опросы с наиболее возрастными коренными жителями села. Так, Н.И. Перепеликов, приехавший в Маковское с отцом из Воронежской губернии еще в 1896-1897 гг., рассказал о том, что когда ему было 7 лет, они жили они еще в старой слободе, которая в середине XX века уже была заброшена. Вместе с русскими в селе жили и два остяка по фамилии Мунгаловы. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. В Маковское приходили и тунгусы. Жили они в юртах, остяки же предпочитали рубленые избы. Они держали лошадей, на которых ездили и за которыми не особенно ухаживали. Среди остяков были шаманы, но на шаманство русских не пускали. Тайга делилась между местными охотниками на участки. Типичный двор в селе состоял из жилого дома и крытого двора для скотины. Во дворе были разные хозяйственные припасы: сани, деревянные вилы, дуги, рыболовные снасти, тес из бревен. В домах преобладали двускатные крыши. Местные жители на ногах носили бродни или чирики с острым носком.
Проводя беседы с местным коренным населением, исследователи выяснили, что местный язык состоит из диалектов кетского и селькупского языков. Интересен факт, что некоторые местные кето, которые жили в рубленых избах, не ставили в доме столов, но у них были лавки. По воспоминаниям из прошлого, аборигены этих мест еще охотились с луком. У приезжавших сюда тунгусов были чумы, обтянутые кожей. Они делали из вареной бересты лодки, в то время как остяки покрывали приготовленной таким способом берестой свои летние жилища – чумы. В отчетах есть подробное описание местных остяцких похорон. Умершего остяка клали на нарты вместе с его вещами, затем накрывали нарты деревянной крышкой с прорубленным в ней отверстием и засыпали землей, оставляя отверстие не засыпанным, так как через него родственники умершего разговаривали с покойником и спрашивали у него совета. Изображения богов остяки вырезали из дерева и перед молитвой навешивали на них ленточки и побрякушки. Однако в ходе исследований в селе выяснилось, что остяки по существу были православными, так как их крестили, они ходили в церковь слушать проповеди, но все же тайком молились и приносили жертвы своим остяцким богам. Один из шаманских обрядов подробно описан в отчетах. В чуме на оленьей шкуре лежит ничком шаман, который затем вскакивает и начинает петь и выкрикивать заклинания на своем языке. После пляски шаман кидает валек 3 раза, которым он бил в бубен, тому, кто заказал шаманство.
Был у местных остяков праздник Силача, когда они варили уху и выливали ее в прорубь. Видимо здесь уха являлась жертвой какому-либо почитаемому остяками водяному богу. Шаманские принадлежности состояли из бубна, обтянутой вареной собачьей шкурой, валька и побрякушей, которые шаман надевал перед шаманством. По словам современников, в прошлом остяки жили на гораздо большей территории. Но часть из них умерла из-за тифа, а часть выехала. Остяки в основном это доверчивые и мягкие люди в общении с другими людьми, если собеседники учитывали их обычаи. Летом они переезжали из изб в чумы и рыбачили на Кети.
Очень важный факт был зафиксирован в беседе со самым старым жителем Маковского на тот момент – с Барминым Петром Ивановичем. Ему в 1959 году было 82 года. Он вспомнил, что со слов родителей, примерно в 1883-1884 гг. сгорела в селе старая церковь. Самые старые дома в селе в то время были заняты метеостанцией (около нее и напротив). Школа размещалась в здании почты. По словам Петра Ивановича, остяков в Маковском раньше не было, но они приезжали в село из Лосиноборска и Налимки, чтобы произвести обмен привезенной пушнины на охотничьи припасы и промышленные товары. Зимой остяки жили, как и русские, в рубленых избах, а летом в берестяных чумах – тоиматах. При ловле зверей использовали небольшие капканы.
По рассказам жителей Маковского, тунгусы шаманили в особых костюмах, которые не одевали в рабочее время, в то время как остяки шаманили и в будничном костюме. Шаманский костюм у тунгусов передавался из поколения в поколение, но не по наследству: не каждый сын шамана мог быть шаманом, так как для этого требовалось познать все шаманские премудрости, что видимо было не так легко.
Благодаря экспедициям 1958–1959 гг. был собран уникальный археологический, этнографический и устный материал об истории старожильческих сел наших территорий, его жителей, материальной и духовной культуре, который позволяет современным исследователям продолжать поиски новых фактов и событий прошлого.