Среди исследователей истории XIX–XX вв. в последние десятилетия возрос интерес к изучению эго–документов, к которым традиционно относят автобиографии, дневники, мемуары, воспоминания, письма личного содержания. Среди подобных текстов отдельно и особо можно выделить личные архивы, состоящие из личных и деловых писем, дневников, записок.
Такие документы изучаются с различных точек зрения, и наряду с официальными архивными файлами являются очень ценным источником знаний об окружающей автора текста действительности – нормах общения в определенной среде, мировоззрении, ценностях, укладе жизни, обычаях, традициях.
Среди мемуарно–эпистолярного наследия купечества конца XVIII – начала XX вв. сохранившихся документов не так много. Среди наиболее крупных сохранившихся личных купеческих архивов можно отметить собрание документов купцов Басниных, рукописная коллекция купцов Ларионовых, входящая в фонд Юдина Государственного архива Красноярского края, личный архив купцов Белоголовых из Отдела рукописей РГБ.
Однако в фондах Енисейского музея-заповедника сохранился ценный личный архив енисейского купеческого семейства Грязновых, составляющий 53 листа личных писем. Сами письма представляют собой рукописные документы объемом не более двух листов в сложенном виде, включая подписи и адреса.
Семья Грязновых – енисейские купцы середины XIX века, выходцы из местных мещан. Первым из семейства в 1847 году в 3-ю гильдию купечества вошёл Алексей Кириллович, в 1855 году перешёл во 2-ю, состоял в ней вплоть до 1860 года с капиталом 6000 рублей. В эти годы в его семье насчитывалось 23 человека, дети Алексея Кирилловича, их супруги, внуки. Продолжили его дело сыновья – старший Ефим Алексеевич (р. 1820) и младший Алексей Алексеевич (р. 1821).
Занятия купцов Грязновых включали золотопромышленность (добывали золото на прииске Преображенском), торговлю, участие в первой частной пароходной кампании на Енисее.
Кроме того, Алексей Алексеевич был инициатором основания Александровского приюта призрения бедных детей в 1867 году, а Ефим Алексеевич открыл типографию.
В сегодняшней статье на материале писем мы рассмотрим особенности внутрисемейного общения купеческой семьи.
Уровень образования и грамотности в купеческой среде к середине XIX века оставался на достаточно низком уровне. В письмах частотны орфографические и синтаксические ошибки, что, однако же, не затрудняет понимание текстов современным читателем.
Сами послания кратки и носят по большей части бытовой характер – например, в одном письме от марта 1879 года Иннокентий Алексеевич Грязнов просит сестру Елизавету прислать табаку и «лимончиков». В письмах также сообщают или просят сообщить последние новости. Связь по переписке между братьями, сестрами, их семьями поддерживалась постоянно и большинство из них владели грамотой.
Неизменный атрибут каждого письма к сестре Елизавете – обращение в начале «Милая моя сестра Лизачка» и подпись «Любящий тебя брат…», «Искренне любящий тебя брат твой…». В письмах Елизаветы к братьям мы встречаем обращение «Милостивый Государь…». Причем на текстовом поле письма именно этим строкам выделено наибольшее пространство. Мы видим теплое обращение членов одной семьи друг с другом.
В письме Иннокентия Алексеевича Грязнова от 22 июля 1878 года встречается упоминание: «Надоело уже жить без всякого дела, только и веселья что читаю книги да письма ваши…». Отсюда можем сделать вывод, что чтение было обычным занятием членов семьи.
Уровень религиозности енисейского купеческого общества был достаточно высоким, о чем свидетельствует, например, прошение благословения у матери в каждом письме: «Мамочки прошу Благословения и поручаю себя молитвам ихним».
Патриархальность купеческой семьи тесно связана с предыдущим пунктом. Здесь интересным является то, как пишет Иннокентий Алексеевич Грязнов матери: «Вы настаиваете, чтобы я писал чаще, и этот укор я осознал своевременно и по праву, ибо ваше слово мне закон, что вы сказали – свято и нерушимо, хоть я приму здесь неприятности, но все перенесу по вашему слову».
В целом, судя по содержанию писем, в систему ценностей приенисейского купца мы можем включить семью, Бога.
Среди особенностей характера сибирского купца можно выделить – открытость, вежливое обхождение друг с другом, практичность, набожность.
Несмотря на растущий уровень образованности и европеизации в среде сибирского купечества с середины XIX века, представители второго и третьего поколения купеческих семей все же не вполне были свободны от традиционных устоев предков, что объяснялось их близкими внутрисемейными связями и страхом родителей потерять наследие в своих детях из-за разрыва на культурно-образовательном уровне.
Таким образом, ценное мемуарно–эпистолярное наследие купеческого сословия XIX века представляет широкий интерес для рассмотрения ввиду уникальности их содержания на предмет как социокультурных сведений о нормах внутрисемейного и делового общения, быте, нравах, традициях, так и более широко – информации об укладе жизни и предпринимательства, мировоззрении, ценностях сообщества.
Вы самостоятельно можете познакомиться с уникальными текстами купеческой поры, посетив Енисейской музей–заповедник – письма из личного архива Грязновых в доступном для прочтения виде представлены в части музейной экспозиции «Хозяйственное освоение Енисея».
Список литературы
1. Луцевич Л.Ф. Документальность и эго-документ // Литература и документ: теоретическое осмысление темы (материалы «круглого стола»). 2008. URL: http://imli.ru/index.php/seminary-i-konferentsii-2008/1827-kruglyjstol-literatura-i-dokument-teoreticheskoe-osmyslenie-temy
2. Троицкий Ю. Л. Аналитика эго-документов: инструментальный ресурс историка // История в эго-документах: Исследования и источники / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург: АсПУр, 2014. С. 14.
3. Комлева Е. В. Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVIII – XIX век). Новосибирск: Параллель, 2018. 398 с.
4. Комлева Е. В. Енисейское купечество (последняя четверть XVIII – первая половина XIX века). М.: Academia, 2006. 384 c.