На столе неизвестной эпохи
В старом доме стоит патефон.
И пластинки крутящейся вздохи
Залетают на светлый балкон.
И.Г. Мельников
Не одно столетие люди придумывали самые разнообразные устройства для воспроизведения звука, такие как пангармоникон, музыкальные шкатулки, шарманки.Но даже самые сложные музыкальные механизмы не могли воспроизводить звук человеческого голоса. Решать эту проблему во второй половине XIX века взялись лучшие умы всего мира.
Осенью 1887 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер изобрел и запатентовал новое устройство, назвав его граммофоном. Его изобретение с молниеносной скоростью завоевало известность и популярность во всем мире. Главным отличием граммофона от фонографа состоит в том, что для записи и воспроизведении звука в граммофоне использовались диски, а не цилиндры, как у фонографа. В первое время грампластинки изготавливались из эбонита, потом из шеллака. Но самая первая в мире грампластинка была сделана вообще из цинка. Поперечная запись, в отличие от фонографа, значительно снизила количество искажений, а также обеспечила более громкий и чистый звук. Записи легко тиражировались, и это сделало граммофон популярным и доступным.
Спустя время граммофон прошел путь эволюции и, будучи усовершенствованным, получил новое название – патефон. Здесь уже внесли свой вклад французские изобретатели. Гильон Кеммлер – сотрудник французской фирмы «Патэ» в 1901 году счел, что рупор (большая внешняя труба граммофона) выглядит громоздко и всячески мешает, но качество звука, если можно говорить о качестве «того» звука, он хотел оставить прежним или даже усовершенствовать. Таким образом и появился патефон.
Звук у первых патефонов был хриплым, с искажениями, некоторые слова невозможно было разобрать вовсе. Качество звука напрямую зависело от того, насколько затуплена игла. Изначально в патефонах использовались многоразовые сапфировые иглы.
В самом начале патефоны были весьма хрупкими. В качестве привода использовался пружинный двигатель. Заводить его нужно было очень аккуратно, чтобы не повредить и не разорвать пружину, так как данная деталь находилась в большом дефиците и ее сложно было достать. Одного завода хватало на прослушивание всего одной пластинки, а это около 5 минут. Уровень громкости нельзя было регулировать, составлял он от 10 до 80 децибел. Но у патефона был большой плюс – он был достаточно компактный и помещался в небольшой чемоданчик.
В России первые патефоны распространились с молниеносной скоростью. Практически у каждого жителя нашей страны дома имелось такое устройство. В Советском Союзе патефон был практически культовым явлением. Лёгкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот – создавало особую тёплую дружескую атмосферу. Чуть-чуть волшебства над музыкальным аппаратом посредством двух-трех поворотов ручки патефона, и вот уже льются завораживающие музыка и голоса любимых исполнителей, что, безусловно, сближало слушателей.
Пластинку очень аккуратно вынимали из упаковки, чтобы ни в коем случае не уронить ее, ведь они были весьма хрупкими, затем смахивали с пластинки пыль и клали её на круг, подводя патефонную иглу. В СССР выпускали патефоны многие заводы. Среди них – Патефонный завод в Днепропетровске, завод ордена Ленина «Молот», Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод «Грампласттреста» и множество других заводов.
Время механических звуковоспроизводящих устройств безвозвратно прошло, впрочем, на сегодняшний день патефон и граммофон это уже не просто пережитки прошлого, а ценный антиквариат, и те люди, у которых сохранились дома патефоны, сегодня бережно их хранят.