Так исторически сложилось, что экономический расцвет нашего города остался в далеком прошлом и сейчас ведущую роль в развитии города играет культура. Она берет истоки из богатой истории Енисейска.
Сегодня мы рассматриваем фотографию первого смешанного хора учащихся женской и мужской гимназий, а также их преподавателей. Она поступила в фонды нашего музея в 1953 году. Даритель, к сожалению, на данный момент пока не известен.
Но на обороте данной фотографии есть очень интересные сведения.
Даты, указанные на нем, можно толковать двояко: либо это информация о времени существования хора, либо это примерное время создания фотографии (1912–1913 гг.). Также там есть отрывочные данные о некоторых лицах, изображенных на ней.
Интересно, что в 1962 году Иннокентий Михайлович Суслов1 дарит музею репродукцию этой фотографии, содержащую зеркальное отображение оригинала. И на обороте копии он дает более полную информацию о происходящем событии, изображённом на фото.
Таким образом, мы знаем, что снимок сделан фотографом Зелиховым в 1910 году, что на снимке представлена лишь одна треть хора.
Суммируя данные из двух источников, мы можем установить личности гимназистов, преподавателей и приглашенных гостей на этой фотографии.
Первый ряд сверху слева направо стоят (сохранена орфография авторов):
1. Геня Флеер
2. Женя Тонконогова
3. Михаил Гаврилович Лежинский – инспектор мужской гимназии
4. Александр Васильевич Белинский – работник казначейства
5. Алексей Кытманов – служащий Тонконоговых
6. Иннокентий Суслов – ученик 8-го класса гимназии
7. Семён Башуров
8. Волокитин штабс-капитан – воинский начальник
9. Маргарита Банникова
10. Наташа Баторевич
11. Юлия Белинская
12. Виктория Буданцева
Второй ряд сверху слева направо стоит:
13. Грязнова
Сидят:
14. Неизвестно
15. Христина Коновалова
16. Таисия Матонина
17. Лиза Орлянская
18. Мария Дмитриевна Хнюнина — классная дама
19. Анастасия Банникова (Кобычева)
20. М. Буданцева
21. Минна Шпиндлер
22. Дора Забоева
Третий ряд сверху слева направо сидят:
23. Неизвестно
24. Буданцев
25. Борис Барышников (солист)
26. Соловьев либо Кеша Архангельский (единственный человек, описание которого не совпадает в рассматриваемых фотографиях)
27. Буданцев
28. Петр Симонов
29. Буянов
30. Виктор Кошелев
Иннокентий Михайлович изображен в центре данного снимка в мундире гимназиста старшеклассника. Спустя 10 лет после поступления фотографии, в январе 1972 года, из Ленинграда Суслов прислал прекрасные воспоминания о тех временах, людях и событиях. Они помогают погрузиться в ту далекую эпоху, и кто как не непосредственный участник может рассказать об этом.
Слово, конечно же, ему:
«<…> Но главным очагом развивающейся культуры в Енисейске была мужская гимназия. Преподаватель литературы М.Г. Лежинский периодически занимался постановками классических пьес Островского, Фонвизина, Грибоедова, Чехова, Гоголя и водевилей. Исполнителями были гимназисты и гимназистки, отобранные самим Лежинским. Спектакли ставились на разборной эстраде актового зала мужской гимназии.
В те же годы (1908-1912) объединились оба церковных хора – мужской и женской гимназий. Совместные их выступления проходили в городском соборе при особо торжественных службах. Численность хора была 70–80 учеников и около 200 теноров и басов из числа горожан – любителей, педагогов и родителей.
В репертуар духовной музыки ни руководители гимназий, ни духовенство не вмешивалось. Его мы выбирали сами. Любимыми композиторами духовных произведений были у нас: Чайковский, Рахманинов, Бортнянский. Иногда объединенный хор исполнял либо Розита – преподавателя немецкого языка (лауреат Петербургской консерватории – ученик Глазунова и Римского-Корсакова), либо мои – я ученик Розита. Дирижирование объединенной капеллой гимназическое начальство поручало мне.
Дирижировать хором мужской гимназии я начал с 4-го класса, а объединенным с 5-ого класса. Участники этого музыкального коллектива постепенно превратились в грамотных хористов, способных выполнять крупные музыкальные произведения, что я поясню ниже.
Одновременно с этим неожиданно выявился в среде учителей гимназии музыкально образованный человек Бурдин Николай Георгиевич. Он в 80-х годах создал в сибирском музыкальном обществе оркестр балалаечников и домбрачей. Директор мужской гимназии Роман Амвросиевич Френкель – физик и музыкант-любитель, поручил Бурдину создать великорусский и духовой оркестр. Меценаты города оказывали необходимые денежные услуги, и инструменты были куплены в Петербурге.
Примерно через год мужская гимназия имела сразу два оркестра. Способные ученики быстро освоили уроки музыки Бурдина. Не лишне остановиться на камерной музыке, которая иногда занимала целое отделение гимназических концертов. В гимназии был прекрасный рояль Шредера и, как инвентарь директорской квартиры, малый орган с двумя ручными клавиатурами и одной ножной. Меха его действовали либо ножными педалями, либо с помощью специальной ручки сбоку органа, которая приводилась в действие с помощью органиста. Директор гимназии Френкель любил и прекрасно знал классическую музыку, любил орган и прекрасно играл на нем и, кроме того, виртуозно играл на флейте.
Часто после уроков Френкель приглашал Розита и меня обедать и помузицировать после обеда. Такое приглашение мы с Розитом всегда принимали охотно. После обеда мы всегда начинали свой ансамбль: Розит за роялем, я за органом, Френкель на флейте. В нашем репертуаре были обычно Гайдн, Гендель, Бах, Бетховен, Мендельсон, Шуман. Так как композиторы прошлых веков для такого ансамбля как наш почти не писали, то приходилось пользоваться печатными партитурами и клавирами творчески. Правда, это касалось только Розита и меня, ибо Френкель играл лишь мелодии и вариации их без изменения. Нам очень нравился «Traumrei» (грусть) Шумана и «Венецианский карнавал» его же. Поэтому, когда в 1970 году Л.И. Брежнев возжигал вечный огонь на могиле неизвестного солдата, и в это время транслировался по радио и по телевизору «Traumrei» Шумана, я не выдержал и расплакался.
Вершиной нашей музыкальной культуры были светские и духовные концерты в актовом зале мужской гимназии, их почти шестидесятилетняя давность теперь кажется почти чудом. Лучшими из них были, конечно, духовные концерты из произведений классической музыки. Следует сказать, что те мы, исполнители, не имели никакого религиозного чувства, ни веры в Бога ни в еврейского, ни в христианского. Нас, включая и педагогов, очаровывала строгая классическая музыка. Эта духовная музыка исполняется в СССР и теперь, в период 9-й пятилетки и почти всегда билетов нет.
Исполнителями этих серьезнейших концертов были смешанный хор до 100 человек, орган, рояль, в некоторых произведениях 6 духовых труб. За органом обычно был Френкель, у рояля Розит, за дирижерским пультом я.
Репертуар концертов.
Духовные.
– «Реквием Моцарта» на латинском языке
– «Семь слов Спасителя на кресте»
– «Как славят Бога небесные силы» (с трубами)
– «Концерт Бортнянского»
– «Светлый праздник» Рахманинова. Двух-рояльный концерт (второй рояль приносили из нашей семьи, играла на нем либо моя мать, либо я). Сюжет рояльного светлого праздника такой: один рояль изображает колокольный звон, второй христианский гимн «Христос Воскрес».
Светские концерты.
1908 год юбилей Гоголя:
– Реферат преподавателя Лежинского
– отрывки из произведений Гоголя (два)
– <…> (великорусский оркестр совместно с пением всей публики)
– «Записки сумасшедшего» (в костюме гимназист Станкеев).
В день юбилея М.В. Ломоносова:
– «Утренние размышления о былом величии», хор с роялем и органом (музыка уч.VII класса Суслова)
– сонаты Бетховена, (аппассионато) – Розит
– увертюры из «Свадьбы Фигаро» – исп. Гимназист VII класса Суслов
Юбилей 300-летия Дома Романовых:
– реферат Лежинского
– отрывки из оперы Глинки «Иван Сусанин»
– «Славься» финал оперы «Жизнь за царя» — хор, оркестр великорусский, рояль, орган, трубы.
<…> Вывод из этого я бы сделал такой. Отрезок истории Енисейска 1904-1916 гг. короток, но он насыщен выдающимися событиями культуры<…>»
Такова была культурная жизнь нашего города 110 лет назад. Масштабность и репертуар концертов просто поражают. Сегодня наша музыкальная школа обучает детей игре на фортепиано, народных инструментах, хоровому пению, там обучается примерно 210 учеников.
Приятно думать, что данные традиции живы и на сегодняшний день.
1 — Инокентий Михайлович Суслов (31 июля 1893, Туруханск – 26 апр. 1972, Ленинград) – выпускник Енисейской мужской гимназии, ученый-северовед, этнограф, геолог, кандидат географических наук, директор музея Арктики.