В 2023 году Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник встречает юбилей. Без малого 140 лет назад, 1 октября (по ст. ст.) 1883 года, после торжественного молебна был открыт Енисейский общественный местный музей. В этой статье мы хотим освятить моменты истории, которые предшествовали открытию музея.
27 августа (по ст. ст.) 1882 года Никита Виссарионович Скорняков внес в Енисейскую городскую думу на обсуждение предложение об устройстве в городе местного музея. Для разработки проекта музея была создана комиссия в составе и. о. Городского Головы Н. Е. Дрямина и гласных Н. В. Скорнякова и И. А. Попова.
Для того чтобы музей был открыт, его учредителям – Н. В. Скорнякову и А. И. Кытманову, пришлось преодолеть упорное сопротивление обывателей и бюрократии. В прессе и общественности разразилась настоящая борьба за основание музея. Газеты печатали статьи с заголовками: «Нужен или не нужен Енисейску музей?», а в городской Думе велись продолжительные споры о финансах и площадях для размещения будущего музея.
За месяц до открытия корреспондент «Сибирской газеты» писал: «Мы вынуждены были признать основание музея преждевременным, имея ввиду целый ряд жалоб енисейских обывателей на то, что негде ребят учить, негде больных лечить, грязь одолевает и проч. Как и прежде мы придаем в высшей степени важное значение музеям в деле народного прогресса. Однако мы обязаны сказать, что у городского общества есть масса неотложных нужд, требующих немедленного удовлетворения, а музей, при всем его великом значении для прогресса, пусть подождет добровольных граждан-охотников, готовых отдать ему свои силы и свои средства».
Некоторые енисейцы соглашались с «Сибирской газетой» и считали, что музей возник не по инициативе местного населения, и лишь подражает музею Николая Михайловича Мартьянова, открытому в 1877 г. в Минусинске: «…нахожу его [музея] возникновение совершенно искусственным, не коренящимся в реальных потребностях населения того района, из которого мне приходиться корреспондировать».
Инициаторов открытия Енисейского музея противопоставляли Н. В. Мартьянову. Современники Скорнякова и Кытманова не возлагали на учредителей музея больших надежд, указывая на недостаток специальных знаний. Силы тех, от кого зависело дельнейшее развитие музея, считали слабыми для выполнения основной задачи – «собрание и предоставление всего, что производилось и производится в местном крае природой и человеком».
При этом отношение Н. М. Мартьянова к Н. В. Скорнякову и А. И. Кытманову было крайне уважительным. Между ними завязалась длительная переписка, деятели обменивались литературой и коллекциями. В письме Н.В. Скорнякова Н.М. Мартьянову от 24 февраля 1883 г. можно прочесть: «Скажу Вам откровенно, что Ваше сочувствие к нашему делу, Ваш быстрый отклик и готовность служить ему нераздельно связывает Ваше имя и с нашим предприятием, и я душевно рад этому и готов уделить почетное место Вам в этой работе».
Для Александра Игнатьевича Кытманова и Никиты Виссарионовича Скорнякова музей являлся «великим учебным пособием», которое предоставит учащимся возможность путем наглядного изучения приобрести знания «часто более полезные, чем те, которые вынесутся из наших школ».
В письме Мартьянову Кытманов сообщил: «Самой главной услугой музеев нужно, по-моему, считать то, что они дают возможность хранить памятники жизни народов и произведения природы, побуждают людей обогащать науку своими вкладами. В этом отношении, чем больше музеев будет учреждено, тем лучше; Минусинский музей не может собрать произведения севера Сибири так полно, как Енисейский музей и наоборот. Если хватит сил моих и знаний, я буду участвовать в устройстве музея».
После открытия Кытманов и Скорняков еще более укрепились в своих убеждениях: «С самого открытия здешний музей не перестает привлекать многочисленную публику, которой в течение месяца перебывало в нём не менее 2000 человек, в среде посетителей много рабочего народа, доступ которому, при бесплатном входе, возможен. Сочувствие же музею, со времени его открытия, выразилось в многочисленных приношениях, цифра которых, в течение одного месяца, достигла до 200 предметов».
«Без всякого сомнения, музей – прекрасная вещь, которой ни один образованный человек не может не сочувствовать. Но от сочувствия до осуществления громадное расстояние». Основатели Енисейского общественного музея это расстояние преодолели. Упорством и верой своему делу Никита Виссарионович Скорняков и Александр Игнатьевич Кытманов смогли достичь многого. Основанный ими музей был тепло принят общественностью, и сегодня, находясь в солидном возрасте, продолжает встречать гостей.
Источники:
1. Комелева Е. В. «По мере сил наших и знаний будем работать…»: из переписки основателей Минусинского и Енисейского городских общественных музеев. – Минусинск: Ученые записки Минусинског краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, 2020.
2. «Сибирская газета» № 37 от 11 сентября 1883;
3.«Сибирскя газета» № 22 от 29 мая 1883;
4. Ромашков Ю. В. Летопись Енисейского краеведческого музея (1883-2018)». – Красноярск: СФУ, 2019;