Наверное, почти у каждого до сих пор на полке стоит симпатичная фарфоровая статуэтка времен СССР, может быть со сколом или облезлой краской, а может и в первозданном виде – как будто только что куплена, но каждая из них несет свою историю и особую ценность для своего обладателя.
Любовь к фарфору во времена СССР перешла, можно так сказать, «по наследству» от царской России. После революции фарфор считался признаком мещанства, однако скоро отношение поменялось, старые технологии обрели новую жизнь и стали доступны широкому кругу людей. Фарфоровые изделия отвечали требованиям нового времени, несли искусство и актуальные ценности того времени в массы. А мастера, занимавшиеся изготовлением и росписью советского фарфора, являлись приемниками тех самых мастеров дореволюционной России, которые изготовляли всемирно известный Императорский фарфор.
В 60–70-х годах появилась мода на украшение своего дома статуэтками, которые обычно стояли в серванте вместе с «парадной» посудой. Широкое разнообразие, искусная роспись – вот что привлекало людей. Фарфоровые статуэтки времен СССР отличались не только разнообразием сюжетов, но и великолепной техникой росписи и качественным обжигом.
Несмотря на то, что практический все заводы выпускали полный спектр разнообразных фигурок, каждый имел свою изюминку в тематике изделий или в их художественной обработке. Например, знаменитый Императорский завод, переименованный в Ленинградский им. Ломоносова (ЛФЗ), производил лучшие образцы агитационного фарфора, а Дмитровский завод (раньше Гардневская мануфактура) ориентировал свою продукцию на массы. Оба предприятия стали наиболее производительными, продукция этих заводов высоко ценится и в наше время благодаря тому, что изготавливалась она с соблюдением технологии, которая была близка к традициям царской России. Еще несколько узнаваемых многими заводов – это Дулевский завод, который славился почтительным отношением к традициям, и Гжелевский, специализировавшийся на фольклорных мотивах. Оба завода как никто другой умели потрясающе точно изображать мельчайшие детали композиции и красочно расписывать фигурки.
Большинство из представленных сегодня статуэток принадлежат производству Дулевского или Ленинградского фарфоровых заводов. Среди этих статуэток практически все, за исключением одной, являются животными, среди которых больше всего медведей. Но самым знаменитым, конечно, является Олимпийский мишка с олимпийскими кольцами на поясе, изготовленный в Московской области на Дулевском фарфоровом заводе. История у этого персонажа тоже довольно интересная. После того, как стало известно о проведении олимпийских игр в Москве в 1980 годах, началась масштабная подготовка. Так, в 1977 году был объявлен конкурс на лучшее изображение медведя как Олимпийского талисмана, в котором победил Виктор Чижиков. А вот решение в объеме, как раз в виде фарфоровой статуэтки, выполнил художник-керамист Виктор Ропов. Этот Олимпийский мишка был призван олицетворять радушие, гостеприимство и оптимизм советских граждан. Один из крупнейших тиражей мишки был выполнен в 1978 году и составлял 100 тысяч экземпляров.
Также на Дулевском заводе выпустили статуэтку белого медведя с бочонком из серии «Медведи циркачи», состоящую из нескольких белых медведей с различными предметами в лапах, и танцовщицу из триптиха «Русский перепляс», состоящую из двух танцующих девушек с закрученными в вихре танца юбками и парня-баяниста.
Среди статуэток есть и фигурка петушка – «Петух, петушок», созданная на фабрике игрушек и художественных изделий в Пензе в 1980 году. Пензенская фабрика игрушек была сформирована на базе нескольких артелей художественных промыслов, так что помимо кукол на фабрике производились мягкие игрушки, работала мастерская хохломской росписи, художественной резьбы, батика и других изделий. Сейчас эта фабрика является одним из лидеров по производству игрушек в России.
Лежащий ланёнок, или «Ланёнок новорожденный», изготовлен на Императорском фарфоровом заводе (ЛФЗ), для декорирования использовалась ручная подглазурная роспись. Авторская модель была создана в 1971 году, автором рисунка был Жбанов Виктор, заслуженный художник РСФСР, а автором формы Веселов Павел – скульптор-анималист, участвовавший в отечественных и международных выставках. Многие его работы выполнены в реалистичной манере, что наглядно видно на статуэтке.
Еще на ЛФЗ выпустили статуэтки присевшего медвежонка и медвежонка, стоящего на задних лапах из композиции «Медвежата», которые созданы в технике ручной надглазурной росписи. Присевший медвежонок симпатичен, очень выразителен и великолепно смотрится рядом со своим братом – медвежонком стоящим. Созданы они талантливым автором по форме Борисом Воробьевым и художником по росписи Иваном Ризничем. Модель была создана в 1939 году.
И, конечно же, Енот, стоящий на задних лапках или «Енот №1». Эмоциональная мордочка этого зверька выглядит живой. Лапы, хвост и голова мало выделяются из общей массы, и вместе с росписью создают ощущение густой шерсти. Он самый высокий и выразительный из всей серии енотов, находящихся в различных положениях. Авторы – Жбанов и Веселов. Выпускался зверек с 1962 года.
Советский фарфор является целой эпохой, по которой можно прочитать историю длиною в несколько десятилетий. Эпохой, знакомой не одному поколению, продолжающей жить по сей день. Конечно, можно относиться к советским статуэткам по-разному, но при всей своей простоте они несли многим людям хорошее настроение и искусство, ведь в них сочеталось утонченное изящество, искусная роспись и необычайная прочность, так как многие фигурки сохранились до сих пор, не утратив своего первозданного вида.