После присоединения территорий Сибири Российское государство планомерно осуществляло экспансию вглубь, в том числе в Восточную Сибирь, строя остроги и города. Строительство Томского города и Кетского острога намного приблизило границы Русского государства к Енисею. По некоторым сведениям, уже в 1609 году казаки-годовалыщики побывали в районах, где позднее возникли Маковский и Енисейский остроги, и даже в «Тюлькиной землице», где через двадцать лет был поставлен Красноярский острог.
В 1618 году, в процессе продвижения русского государства в Восточную Сибирь, был основан ещё один опорный пункт на пути к Енисею – Маковский острог. Весной 1618 года из Тобольска на судах был послан отряд под руководством «тобольских стрельцов сотника» Петра Албычева и Черкаса Рукина и «велено им на Енисее реке построить новой острог и быть в нем до указу». Для продвижения отряда был выбран южный путь – через волок между реками Кеть и Кемь. Войдя в реку Кеть, отряд поднялся до места, где сегодня расположено село, здесь были оставлены суда и судовые снаряды. В начале волока пришлось встать на зимовку, для которой служилые люди срубили небольшой острожек, который со временем вырос в большое село. Именно через село Маковское шли государственные товары в Енисейск. В первых документах его называли «Намацкий, Макуцкой и Макоцкой» острог «по имени жившего там прежде князца Намака». Но так как его местоположение символизировало вершину-макушку пути между Обью и Енисеем, то позднее он получил название Маковский. Во время зимовки в острожке будущие строители Енисейска выдержали первую осаду воинственных тунгусов. Только после снятия осады отряд Албычева и Рукина смог приступить к выполнению основной цели похода — строительству острога на Енисее. Маковский острожек постепенно заселялся сначала служилыми людьми, затем беломестными казаками, наделёнными свободными от податей участками надельной земли, торговцами, государевыми пашенными крестьянами, ремесленниками и «гулящими», т.е. свободными от государственной повинности людьми. К ним относились вольноотпущенные холопы, беглые крестьяне, посадские люди и прочие лица без определенных занятий и места жительства. Гулящий люд жил, главным образом, работой по найму. Так как острог находился на торговом пути между Енисеем и Обью, являясь перевалочным пунктом, посадские люди обязаны были заниматься ямщинным извозом. Путь от Маковского до Енисейска составлял 100 вёрст. Дорога, соединяющая остроги, проходила с южной стороны города Енисейска у Спасской проездной башни, названной в честь расположенного вблизи острога Спасского мужского монастыря. Ворота одной из башен выводили к Енисею – основной транспортной артерии региона, а другой – к главной сухопутно-водной дороге на Маковский острог, соединявшей бассейны Енисея и Оби. Долгое время движение по таким дорогам было тяжёлым испытанием для путников, в том своём изначальном виде они больше указывали направление движения, чем являлись надёжной опорой для продвижения от пункта к пункту. Зимой путники преодолевали расстояние на санях, летом на волокуше (отсюда и название – волоки), телеги в связи со сложностью пути не применялись. Везли хлеб, порох, свинец, и вывозили главное богатство сибирского края – пушнину (мягкую рухлядь). Ямщина отнимала много времени и сил у жителей села, отрывая от занятий хозяйством. Копылов А.Н. в своей книге пишет «До 60-х годов XVII в., пока из Тобольского в Маковский острог ежегодно прибывали караваны судов с хлебом и другими казенными грузами, енисейские воеводы получали с этих судов паруса и веревки для оснащения енисейской флотилии». Первый губернатор Енисейской губернии в своих трудах писал о том, что Маковский волок был единственной транспортной артерией, связывающей Восточную Сибирь с территорией России.
В XVII веке Русский посланник Николай Спафарий, направляясь в Китай через Сибирь, писал: Маковский острог стоит на красном месте… В остроге церковь, а дворов с двадцать, и тут дощаников и каюков зело много разбитых и целых, потому что здесь пристанище великое государевым людям». Развитие села, его былая слава как перевалочного пункта по перевозке товаров и движению государственных людей, в том числе участников научных экспедиций по изучению природных богатств и культуры края, постепенно затухает. Село приходит в упадок. Связано это было, прежде всего, с развитием наземных путей сообщения трактов и железной дороги, а также появлением нового класса судов – пароходов.
В начале 20-х годов прошлого столетия основным занятием жителей села был пушной промысел, сбор ягод и орехов. Хотя хлебопашество в селе было развито плохо в связи с недостаточной для этой цели пригодностью земель, в селе имелась мельница сельского общества. Имелась в селе лавка. В этом же доме контора Маковского общества потребителей и квартира приказчика. В 1927 году сельский совет, в который входит и село Маковское, включал 5 деревень с населением обоего пола 515 человек, из них 72 инородца. В селе действовала одна из самых древних в Енисейской епархии Покровская церковь. Имелась школа 1 ступени, в которой обучалось 20 детей, но медицинскую помощь можно было получить только проехав 100 вёрст, это приводило к высокой детской смертности.
В 30-е годы XX века в Сибирь отправляются вагоны спецпереселенцев в связи с проходящей в стране сплошной коллективизацией и раскулачиванием. В этот период в селе Маковском появляются новые жители. Село этого времени было перенаселено, для спецпереселенцев были выстроены бараки. Кроме этого стоял вопрос трудоустройства спецпереселенцев. Для спецпереселенцев предполагалось организовать производство – артели по выгонке древесного масла пчеловодству, кролиководству, рыбоведческие и другие небольшие артели. В совхозе сеяли зерновые культуры и выращивали овощи.
В 1932 году совхоз был ликвидирован, на его базе образовали неуставные сельскохозяйственные артели. Из Енисейска прибыло 704 спецпереселенца. В конце 30-х годов из неуставных сельскохозяйственных артелей Ларионовского участка был организован колхоз «Новый путь». В 1933 году в селе Маковском был основан совхоз «Север».
В 1974 году все поселения Маковской зоны были объединены в единый укрупнённый колхоз с центральной усадьбой в деревне Лосиноборское, самой многочисленной в 30–60-е года прошлого века.
Со времён основания Маковского острога прошло 405 лет.
Немало воды утекло в сибирских реках за это время. Долгий путь преобразований, исторических перипетий привёл в новом столетии некогда большое село Маковское к небольшому населенному пункту с малочисленным населением, живущим, как и первые русские переселенцы, дарами природы, охотой и рыбалкой.