По некоторым данным, впервые стеклянные носители были использованы при изготовлении фотографий еще в 1851 году[1]. Сухая желатиновая пластина стала доступной для фотографов всего мира благодаря англичанину Ричарду Личу Мэддоксу[2] спустя двадцать лет, в 1871 году. Эта плоская тонкая стеклянная пластинка с нанесенной с одной стороны светочувствительной эмульсией заключает в себе огромную историческую ценность.
Наша хрупкая история произошла практически на закате этой технологии. В июле 2023 года об открытии трассы Красноярск–Тура рассказали наши коллеги из Государственного архива Красноярского края. В свою очередь, хочется дополнить их рассказ одним стеклянным негативом, который хранится в фондах Енисейского музея-заповедника.
На этой стеклянной пластинке размером 12 на 9 сантиметров мы видим мужчин: двух стоящих и одного сидящего перед винтом самолета. Фотограф находился во время съемки в хвостовой части этого летающего аппарата. Подписан негатив так: «Перед отлетом на Подкаменную Тунгуску. Командир самолета Липп Я.С., начальник Абрамов Н.И., зав. партией Шмидт».
Можно ли верить подписи, и причем тут Енисейск?
По одним данным, 22 июля 1935 года енисейцы встретили и в этот же день проводили в полет гидросамолет МБР-2, которым командовал Ян Степанович (Стефанович) Липп. Поскольку изображение на негативе нерезкое, то атрибутировать каждого персонажа сложно. Но мы попробуем это сделать. Можно предположить, что Липп – крайний слева, в летном шлемофоне и кожаной куртке.
Енисейск считался в то время наряду с Подкаменной Тунгуской, Туруханском и Дудинкой – «местом нормальных посадок»[3] самолетов.
Вот как об этом полете впоследствии вспоминал старший механик Сергей Клавдиевич Фрутецкий: «Мы работали в то время в Енисейской авиагруппе. Вызывает нас однажды командир и говорит: «Необходимо, товарищи, проложить воздушный путь на Туру. Действуйте». Нам выделили самолет МРБ-2, тогда ее называли «имбарушкой». Помню, взяли почту, трех пассажиров и ясным летним днем стартовали на Север.
В путь отправились на летающей лодке. Садилась она только на воду. Мотор был один. Воздушный винт находился над кабиной, сверху. Летели поэтому, строго следуя руслу Енисея. Высота 300–500 метров. Первую остановку сделали в Енисейске. Вторую – в Подкаменной Тунгуске».
Таким образом, если подпись к негативу верна, можно считать, что съемка самолета и этой группы мужчин происходила в Енисейске – первой остановке маленького фанерного самолета.
Как свидетельствуют факты, после Енисейска Липп с товарищами (кроме Фрутецкого в экипаже также был и бортмеханик Мищенков) совершил посадку в Подкаменной Тунгуске, а вечером приводнился в Туруханске. В обед следующего дня экипаж уже встречали в Туре. Так был открыт путь в небольшой эвенкийский поселок.
Прежде чем Липп оказался на берегах Енисея, он познал тонкости военно-воздушного флота в Егорьевске, Самаре и Севастополе. Этот опыт ему пригодился в полетах на север. Липп стал ведущим пилотом на единственной в СССР в 1930-е годы авиалинии, уходящей за Полярный круг.
По сведениям И.В. Дворниковой, этот эстонский парень из крестьянской семьи владел английским, финским языками и, конечно, родным эстонским, но на русском до конца жизни говорил с неистребимым акцентом[4].
Сергей Фрутецкий в 1927 году был кочегаром на пароходе «Тобол», который делал первые промеры в Игарской протоке. В 1932 году был мотористом в экипаже Липпа, когда они совершили двухдневный[5] перелет из Красноярска в Игарку за двое суток.
Биографию бортмеханика Мищенкова выяснить на сегодняшний день не удалось.
Если говорить о значении летнего перелета в Туру, то приведем здесь решение президиума Красноярского окрисполкома: «Отметить огромное значение прилета самолета по трассе Туруханск–Тура. Она должна работать минимум один раз в месяц. Поощрить Яна Степановича Липпа грамотой ударника с занесением на окружную Красную доску, пятьюстами рублями и полным набором северной одежды: бокарями, чулками, паркой, шапкой с сакуем. Старшего бортмеханика Фрутецкого С.К. и младшего бортмеханика Мищенкова В.И. премировать бокарями и выдать каждому по 250 рублей»[6].
Для енисейцев Липп больше памятен по тем сбережениям, которые он передал Енисейскому детскому дому. И знавшие его люди не удивились такому решению полярного летчика.
С кем все же сфотографировался Липп (то, что он есть в кадре, не приходится сомневаться – не рядовой все-таки случай)? Были ли это начальник Абрамов Н.И. и зав. партией Шмидт? Или в кадр все-таки попали бортмеханики Фрутецкий и Мищенков?
Пока на все эти вопросы мы не можем ответить, но все еще впереди, как тогда, в июле 1935 года.
[1] Митрофанов Н.И., Фомина А.А. Жизнь стеклянного негатива в музее: от хранения до выставочного проекта // cyberleninka: сайт/ URL: ЖИЗНЬ СТЕКЛЯННОГО НЕГАТИВА В МУЗЕЕ: ОТ ХРАНЕНИЯ ДО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА (cyberleninka.ru) (дата обращения: 23.10.2023)
[2] Негатив на стекле (серебряно-желатиновая пластина) // Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: сайт. URL: https://pushkinmuseum.art/exposition_collection/collections/phototech/glass_negative/index.php (дата обращения: 23.10.2023)
[3] Хохлов Г. В небе Красноярья // hohlov1967.pdf (aviaposter.ru) (дата обращения: 23.10.2023)
[4] Дворникова И.В. Липп // Полярная почта: сайт. URL: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=5257 (дата обращения: 23.10.2023)
[5] За год до этого полета был выполнен первый зимний перелет Красноярск – Игарка – Дудинка. Летчик Фабио Фарих на самолете У-2 совершил его за две недели, без единой поломки преодолев за 35 летных часов 4392 км // Жизнь – вечный полет: к 100-летию гражданской авиации (igarka—permafrostmuseum.ru)
[6] Denis Rehson. Полярная авиация в Приенисейском крае // Livejournal: сайт. URL: https://enag.livejournal.com/16875.html (дата обращения: 23.10.2023)