Историко-архитектурное наследие центрально-исторической части города Енисейска во многом сохранилось до наших дней – широкая центральная Большая улица (ныне – ул. Ленина), купеческие особняки, первые этажи которых выполняли роль торговых заведений. Кроме того, в городской торговле огромное значение имели площади.
Большая часть открытых пространств, которые мы наблюдаем сегодня в городской инфраструктуре, имеют историческое происхождение.
Мы уже писали о центральной градообразующей Базарной площади Енисейска – это место, где некогда располагался Гостиный двор на 112 каменных лавок и проходила крупнейшая в регионе ежегодная Енисейская Августовская ярмарка.
Сегодня мы расскажем о Сенной площади.
Сенная площадь являлась еще одной крупной площадью наряду с Базарной. Прилегала она к Спасскому мужскому монастырю, поэтому ее еще иногда называли Спасской.
Именно на Сенной площади производилась торговля скотом, который гнали через Енисейск на золотые прииски в период расцвета золотодобычи в приенисейской тайге. По соображениям гигиены торговля скотом была перенесена на Сенную площадь с Базарной.
Неразрывно связана была досуговая жизнь енисейцев с городскими площадями, в том числе Сенной – на ней проводились празднества, посвященные Масленице, Пасхе, и т. д.
На Масленицу «у енисейцев особенно популярны были катушки. Устраивались катушки с «полем» для катания и круглые. Первые были особенно любимы народом. Большая круглая катушка устраивалась на Сенной площади и состояла из двигающихся перекрестных бревен, к которым привязывались сани. Она приводилась в движение лошадьми» [1, 243].
«Местом встреч детворы и молодежи была небольшая песчаная горка, что начиналась около стены мужского монастыря и спускалась прямо к Сенной площади. Дело в том, что она освобождалась от снега и просыхала раньше, чем другие места. Именно там устраивались чаще всего большие общественные качели для народного развлечения, на которых по очереди качалась городская мещанская молодежь: и парни, и девушки» [1, 296].
Кроме торгового назначения, площади в Енисейске несли и культовую функцию. При Успенском, Троицком и Воскресенском храмах располагались площади, на которых горожане собирались в дни крупных религиозных праздников.
Список литературы
Аксёнова А. В. Гонина Н. В., Дворецкая А. П., Терскова А. А. Мир культуры г. Енисейска второй половины XIX – начала ХХ века. Красноярск, 2019. 538 с.