Так устроена человеческая память, что по прошествии времени чаще всего мы помним самые яркие эпизоды нашей жизни. Кто-то, осознавая значимость произошедших событий для потомков, начинает их записывать спустя много лет, и благодаря этим воспоминаниям мы имеем возможность восстановить некоторые картины давно минувших дней. Кто-то ведет дневники. Некоторые люди просто ведут записи для себя – «для памяти», чтобы в случае необходимости можно было вернуться к ним и уточнить интересующий вопрос.
Автором таких документов является Воронов Павел Трефильевич. В нашем распоряжении – его небольшая мемориальная коллекция, где хранятся документы, рассказывающие о нем не только как о знаменитом лоцмане Енисейского речного пароходства, «безаварийно» проработавшем на реке более пятидесяти лет, но и как об опытном наблюдательном краеведе, всю свою жизнь находившемся в тесной связи с родной землей и населяющими ее людьми.
Родившись в крестьянской семье в селе Кежма Енисейской губернии, Павел Трефильевич, помимо земледелия, занимался охотой и рыбалкой. Он прекрасно ориентировался в тайге и знал Ангару. В 1898 году, будучи матросом на пароходе «Стрела», он познакомился с политическим ссыльным Алексеем Алексеевичем Макаренко, который «работал конторщиком на предприятии Министерства путей сообщения»[1]. Эта встреча положила начало плодотворным деловым и долгим дружеским отношениям. Так, в 1902 году в свет выходит очерк А.А. Макаренко «Промысел красной рыбы на р. Ангаре»[2]. Конечно же, этот труд не состоялся бы без его личных наблюдений и указаний местных рыбаков, в том числе и без П.Т. Воронова, о чем указано во вступлении.
Вскоре Алексей Алексеевич стал членом Русского географического общества и сотрудником Этнографического отдела Русского музея, а Павел Трефильевич – его неизменным спутником, проводником и лоцманом в трех этнографических экспедициях, а также помощником в собирании предметов для этнографической коллекции.
В 1904 году ими изучались Енисейский и Ачинский уезды, а также прилегающие уезды Иркутской губернии. В результате поездки для музея были собраны экспонаты, сделаны фотографии, записаны 3 былины, 3–4 их пересказа и 30 текстов песен. О вкладе Воронова Макаренко писал: «Он оказал мне весьма полезное содействие по сбору сведений о быте местного ангарского населения, о зверином и рыболовном промыслах, чем он занимался с большим увлечением и отличным знанием дела. Воронов в этом случае выказал большую наблюдательность, богатый опыт и имел ясное и толковое представление о крае, о занятиях жителей, их нравах и пр. Это обстоятельство скрепило нашу дружбу»[3].
На основании материала, собранного Вороновым о бедственном положении тунгусов[4] в результате их эксплуатации торговцами, которые пользовались наивностью и добродушием этого народа, А.А. Макаренко опубликовал в 1905 году две статьи: «Эксплуатация Тунгусов на р. Катанге» [5] и «Торговая вакханалия на р. Катанге».
Позднее, в 1907 году, в сборнике «Сибирские песенные старины» были опубликованы песни, записанные и присланные Вороновым в 1905–1906 годах. В этом же сборнике размещена песня (текст размещен ниже), сочиненная им самим и посвященная торговле русских с тунгусами.
После экспедиции по заданию Алексея Алексеевича Воронов собирал ловушки для зверей и описывал их действие. Они характеризуют пушной промысел как важную экономическую составляющую Кежемской и Пинчугской волостей Енисейской губернии. Русский музей пополнил ими Отдел этнографии. В том же 1905 году он пожертвовал музею нарядную тунгусскую «нагрудку», за что получил благодарность.
В 1906 году П.Т. Воронов, работая на Енисее, предоставил Макаренко А.А. сведения о местах расселения тунгусов по Подкаменной Тунгуске. Эта информация помогла подготовиться к экспедиции 1907 года, финансируемой за счет средств Русского музея.
В составе экспедиции, помимо А.А. Макаренко, было еще два человека: К.А. Масленников (бывший студент Санкт-Петербургского университета) в качестве фотографа и П.Т. Воронов. Ее целью было изучение быта тунгусов и собирание предметов культа и одежды, характеризующих жизнь этого народа. Павел Трефильевич был бесценным попутчиком, так как ранее уже имел дело с тунгусами. На бурной Катанге он проявил себя как прекрасный лоцман и был замечательным проводником в тайге, кроме того он отвечал за материальное обеспечение экспедиции и старательно помогал при сборе коллекций.
Работе с тунгусами мешали торговцы (тунгусятники), которые зорко следили, «чтобы тунгусы не оставались с нами глаз на глаз, не были бы откровенны. Уже на лодке мы делали остановки там, где встречали сугланы тунгусов. Везде встречали уже охмелевших, обобранных тунгусов. Опросы были немыслимы, сделки большей частью не удавались»[6].
Эту поездку Макаренко считал «малоудачной», несмотря на то, что для музея удалось купить предметы домашней утвари, тунгусскую одежду и собрать идолов.
Экспедиция 1908 года была осложнена эпидемией оспы. Опасаясь заражения, тунгусы старались не контактировать с русскими. Тунгусятники по-прежнему мешали общению с инородцами. Все же Макаренко А.А. удалось посетить тунгусское стойбище и присутствовать на обряде камлания, приобрести для музея железную броню старинного тунгусского воина, принадлежности для добывания огня и прочие предметы. На обратном пути лодка была заполнена приобретенными вещами для музея. «Случалось, ее захлестывало волнами в порогах; их благополучно мы миновали единственно благодаря удивительному лоцманскому искусству П.Т. Воронова…»[7]. Но предметам так и не удалось попасть в коллекции музея, так как почти все, что было собрано с огромным трудом в этой экспедиции – «потерялось на сибирской железной дороге»[8]. В 1909 году заслуги П.Т. Воронова были отмечены почетной наградой Русского географического общества – бронзовой медалью.
В дальнейшем (1912–1914 гг.) Павел Трефильевич продолжил сотрудничество с Этнографическим отделом Русского музея, выполняя отдельные поручения по приобретению предметов для пополнения коллекций бытовыми предметами эвенков, шаманскими костюмами и бубнами.
Помимо предметов, он также собрал некоторые сведения о верованиях и жизни тунгусов, передал их А.А. Макаренко. Воронов стал его постоянным корреспондентом. В своих письмах он пояснял вопросы фольклорного и бытового характера. А тот в свою очередь неизменно упоминал имя Павла Трефильевича на страницах своих книг и присылал их своему другу с автографом.
Но, возможно, мы увлеклись рассказом о краеведе Воронове и забыли о вопросе, вынесенном в названии статьи. Это повествование очень важно для понимания взаимоотношений двух разных людей. Закаленные экспедиционными буднями в глухой тайге и на бурных реках отношения переросли в хорошую крепкую дружбу.
Так кто же такой «голубчик Тиркин»? Дело в том, что именно такое обращение мог позволить себе только человек, близко знающий своего корреспондента.
Почему он называет Павла Трефильевича «Тиркин»? Если заглянем в эвенкийско-русский словарь, то встретим там слово «этыркэн», что в переводе обозначает «старик». Возможно, так Воронова прозвали эвенки за его мудрость и предусмотрительность, а затем это слово спутники Павла Трефильевича переиначили и стали произносить на русский манер – тиркин. Слово «голубчик» в данном случае Макаренко, скорее всего, употребил как ласковое дружеское обращение, что в сочетании с извинением может быть синонимом словосочетанию «дорогой друг». С другой стороны, словом «голубчик» до революции называли профессиональных извозчиков самого высокого ранга. Может быть, Макаренко таким образом отдавал дань Воронову как опытному, знающему проводнику и лоцману.
В любом случае, Павел Трефильевич был замечательным краеведом,наблюдательным и вдумчивым человеком, знающим очень многое о родном крае, принесшим огромную пользу науке и людям.
[1] Петряшин С.С., Сем Т.Ю. Собиратели //
[2] Макаренко А.А. Промысел красной рыбы на р. Ангаре с 10 рисунками и 6 картами. СПб., 1902 г.
[3] ЕКМ КП 6875/15 Характеристика Воронова Павла Трефильевича, написанная действительным членом Русского географического общества Макаренко А.А.
[4] Тунгусы – название эве́нков до 1931 года.
[5] Катанга или Подкаменная Тунгуска — река на территории Красноярского края, правый приток Енисея, протекает в основном по территории Эвенкийского муниципального и Туруханского районов.
[6] Экспедиции А.А. Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг.
21.06.2013 Клиценко Ю. В. // Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг. — Сибирская Заимка (zaimka.ru)
[7] Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг.
21.06.2013 Клиценко Ю. В. // Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг. — Сибирская Заимка (zaimka.ru)
[8] Экспедиции А.А. Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг. 21.06.2013 Клиценко Ю. В. // Экспедиции А.А. Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг. — Сибирская Заимка (zaimka.ru)