В среднике иконы изображена Богородица с воздетыми в молитве руками, на ее груди в овальном медальоне – изображение благословляющего Младенца Христа. Божия Матерь одета в розовато-красного цвета мафорий (плат), Богомладенец облачен в традиционные одежды – хитон красного цвета и синий гимматий.
Богоматерь «Знамение» – одна из самых почитаемых в Сибири богородичных икон. Иконография восходит к изображению Оранты, которую на Руси именовали «Нерушимой стеной». Иконы Божией Матери «Знамение» (знамение, т.е. знак) появляются на Руси в ХI-ХII веках. Название образа возникло после чуда от Новгородской иконы, которое случилось в 1170 году.
В тот год Новгород был осажден суздальцами. На третью ночь осады архиепископ Новгородский Илия услышал голос, который повелел ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Богородицы и отнести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из выпущенных суздальцами стрел вонзилась в лик Пречистой, из Ее глаз потекли слезы, а образ отвернулся от противника. На осаждавших напал такой ужас, что они начали избивать друг друга, а воодушевленное войско новгородцев устремилось в бой и одержало победу.
В память об этом чудесном событии в Новгороде был учрежден праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение», который Русская Церковь празднует и поныне 10 декабря (27 ноября по старому стилю).
Почитание образа «Знамения» для сибирских острогов было не случайно. Как известно, на русские остроги периодически совершали набеги кочующие племена. К иконе Богородицы прибегали с молитвой как к защитнице, способной оградить от любых напастей. Одним из первых монастырей в Сибири был основан в 1596 году мужской Знаменский монастырь в Тобольске.
Среди первых жителей сибирских острогов были переселенцы из северных районов европейской России – Поморья, Северной Двины, Новгорода. Из Новгорода в 1621 году прибыл в Тобольск первый сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков), бывший архимандрит Новгородского Спасо-Хутынского монастыря. В 1624 году мастером Спиридоном Иконниковым, прибывшим из Великого Устюга, была написана первая достоверно датированная сибирская икона Богоматери «Знамение» для деревянной Знаменской церкви в Тюмени.
Изображение иконы «Знамение» находилось на башне над острожными воротами г. Енисейска. На входе в город висел образ Спаса Нерукотворного, а на другой стороне – икона Божией Матери «Знамение». Так что должны были почтить Господа и Его Пречистую Матерь все входящие и выходящие из острога.
В краткой летописи Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии А.И. Кытманова читаем: «Почитание этих образов было столь велико, что некто Шпилькин просил разрешение на строительство храма Спаса Нерукотворного и Знамения Божьей Матери».[1] В храмах Сибири икона Знамения Богородицы, как правило, хранилась в алтаре в качестве любимого выносного образа.[2] Об этом говорит и довольно большое количество икон этого извода, сохранившихся как в храмах, так и в музейных собраниях.
Икона из фондов музея написана на светло-голубом фоне, поля, кайма на плате Богородицы и поручи украшены процарапанным рельефным орнаментом. Этот прием довольно часто использовали енисейские иконописцы в XIX веке. Еще одна особенность рассматриваемой иконы – это ладони рук с длинными, тонкими и изящными пальцами. Подобный рисунок рук прослеживается в иконах Богоматери «Знамение» из Успенского собора г. Енисейска и из Свято-Троицкой церкви с. Казачинского. Икона из Казачинского создана, вероятно, в той же мастерской, что и музейный образ, они совпадают по композиции, рисунку и размеру.
Икону вы можете увидеть в экспозиции «От щедрости Твоея» в Богоявленском соборе.
[1] Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 1594 – 1893 год/А.И. Кытманов; отв. ред. Л.П. Бердников; авт. предисл. В.Г. Дацышен. – Красноярск: СФУ, 2016. – С. 34
[2] Евтихиева И.А. Царице моя преблагая. Иконы Божией Матери из коллекции Томского областного художественного музея. – Новосибирск: ИП Половников А.А., 2019. – С. 163