В дореволюционной России (40-е годы XIX – начало XX века) купечество играет огромную роль в развитии частной благотворительности. Близкие к народу, отличающиеся религиозностью и антибуржуазностью купцы во всех уголках Российской империи подчеркивают свой коммерческий успех размахом благодеяний и затраченных на эти цели средств.
Частная благотворительность в конце XIX века достигла уровня национальной, так как составляла 75% от общих расходов на эту деятельность. Оставшиеся 25% принадлежали казне, земствам, городам, сословным учреждениям, церквям.
Для купечества служение общественному благу было спасением души, гарантией уважения и признания в обществе, условием построения социального партнерства.
В православном миропонимании слово «богатство» было неразрывно связано с Богом, этим оно обязывало обладателя состояния к благодеянию. Автор повествования о непростой судьбе купечества и промышленного сословия в России П. А. Бурышкин пишет: «сами купцы про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета».
В современных реалиях особую актуальность обретает историческая ретроспектива благотворительности. В Российской империи (особенно в провинции) в число наиболее значительных благотворителей и меценатов входили, прежде всего, представители купеческого сословия. Поддержка сферы образования, как одно из важнейших направлений благотворительной деятельности торгового сословия Российской империи, отмечена многими исследователями истории купечества XIX в. в различных регионах нашей страны [1, с. 117; 2, с. 39; 3, с. 153; 4, с. 325; 5, с. 156–158; 6, с. 296–298]. Немало научных публикаций посвящено непосредственно вкладу купечества в развитие системы народного просвещения; объектом исследования преимущественно являются южные и восточные (Сибирь) регионы Российской империи [7–13].
Среди основных мотивов благотворительной деятельности авторы называют глубокую религиозность жертвователей; нравственные причины; эгоистические побуждения (возможность получить ордена, звания); влияние местной администрации [5, с. 157; 8, с. 240–241; 9, с.178; 12, с. 240]. Что интересно, сами жертвователи нередко имели весьма низкий уровень образования [12, с. 240].
Оформление системы начального образования, предусматривавшей преемственность основных ее ступеней, в Российской империи получило завершение в начале XIX в. В январе 1803 г. был издан указ «Об устройстве училищ», согласно которому в каждом церковном приходе должно было быть «по крайней мере одно приходское училище»; в каждом уездном городе – хотя бы одно уездное училище; в каждом губернском городе, помимо училищ, должна была быть гимназия [21, c. 437–438]. Положения закона нашли отражение в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» 1804 г. [22]. В 1828 г. данный устав был заменен «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского» [23]. Система гимназий, уездных и приходских училищ сохранилась, но, согласно новому Уставу, образование стало сословным. Важным отличием Устава 1828 г. стало введение положений о женских училищах: «… в уездных училищах обучаются дети только мужеского пола; учреждению равных оным по степени преподавания училищ для девиц местное училищное начальство обязано содействовать всеми имеющимися у него средствами» (доступ лиц обоего пола в приходские училища был зафиксирован как в Уставе 1804 г., так и в Уставе 1828 г.) [22, с. 56; 23, с. 3, 11].
Содержание уездных училищ и гимназий определялось «из сумм, отпускаемых ежегодно Государственным казначейством»; приходские училища содержались за счет местного населения [23, с. 8, 15, 33]. Вследствие того, что выделяемых государством средств на содержание гимназий и уездных училищ зачастую было недостаточно, большую роль в поддержании системы образования играли пожертвования наиболее состоятельной части населения, преимущественно купечества.
В Енисейске численность населения к середине XIX в. насчитывала 5359 человек, численность купечества – 143 человека [31, 50] (Комлева, ен. куп.). Частная благотворительность на нужды общественного образования была широко распространена и со времен расцвета города в 1840-х гг., связанного с подъемом золотопромышленности.
Работало общество попечения о начальном образовании, раньше других сибирских городов именно в Енисейске озаботились вопросами женского образования.
Во второй половине XIX века в городе будут выстроены крупные кирпичные здания для мужской и женской гимназий.
Кытманов И. П. пожертвовал 50 000 рублей на строительство мужской гимназии. На достройство женской 10 000 рублей безвозмездно пожертвовал купец В.М. Харченко.
Среди крупных меценатских енисейских фамилий можем упомянуть Кытмановых, Баландиных, Калашниковых, Грязновых.
Рассмотрим ближе деятельность Веры Арсеньевны Баландиной как яркой представительницы енисейского купечества.
Обратимся к ее биографии, хранящейся в фондах ЕМЗ.
Бедственное положение различных категорий граждан также не оставляло купцов равнодушными. Сироты, обездоленные, вдовы, старики, инвалиды, погорельцы, арестанты и др. были адресатами частной благотворительной помощи купцов. Они финансировали строительство богаделен, трудовых домов, приютов и ночлежных домов, лечебных заведений; помогали нуждающимся во время голода, эпидемии холеры, Первой мировой войны, чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, благотворительная деятельность зажиточных людей города и уезда была довольно широкой. Этические нормы православия оказались сильнее приоритета личной выгоды и служили формированию социальной ориентированности русского предпринимательства начала XX века. Будущее российской экономики было за образованными, культурными представителями купечества. Однако история распорядилась иначе.
Список литературы
1. Аксёнова А. В., Гонина Н. В., Дворецкая А. П., Терскова А. А. Мир культуры г. Енисейска второй половины XIX – начала ХХ века. Красноярск, 2019. 538 с.
2. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М.: Столица, 1990. 352 с.
3. Быконя Г. Ф., Комлева Е. В., Погребняк А. И. Енисейское купечество в лицах XVIII – начало ХХ вв. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. 316 с.
4. Комлева Е. В. Енисейское купечество (последняя четверть XVIII – первая половина XIX века). М.: Academia, 2006. 384 c.
5. Комлева Е. В. Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVIII – XIX век). Новосибирск: Параллель, 2018. 398 с.
6. Кытманов А. И. Летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594–1893 гг. Красноярск: СФУ, 2016. 888 с.
7. Гуркина Н.К. Благотворительность и меценатство в российской провинции на рубеже XIX–XX веков / Н.К. Гуркина // Управленческое консультирование. – 2016. – № 11 (95). – С. 111–119.
8. Жиров А.А. Провинциальное купечество Сибири: на материалах тарского купечества второй половины XVIII – начала XX веков: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Жиров Александр Александрович. – Барнаул, 2000.
9. Капленко А.Н. Иркутское купечество: благотворительность и меценатство (к 75-летию образования Иркутской области) / А.Н. Капленко // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2012. – Т. 1, № 1. – С. 153–158.
10. Репина Н.В. Благотворительность купечества Костромской губернии в середине XIX–начале XX века / Н.В. Репина // Вестник КГУ. – 2012. – № 1. – С. 324–327.
11. Скубневский В.А. Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX–начале XX в. / В.А. Скубневский // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2018. – № 435. – С. 155–160.
12. Судовиков М.С. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года / М.С. Судовиков. – Киров, 2018.
13. Акользина М.К. Вклад провинциального купечества в развитие системы образования в Тамбовской губернии в XIX веке / М.К. Акользина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2018. – Т. 17, № 38. – С. 87–91.
14. Бойко В.П. Благотворительность западносибирского купечества в области народного образования в XIX веке / В.П. Бойко // Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки. – 2000. – № 4 (20) спецвыпуск. – С. 56–61.
15. Борисов Б.Ю. Духовно-нравственные основы благотворительности и попечительства русского купечества в отечественном образовании / Б.Ю. Борисов // Человек и образование. – 2009. – № 4 (21). – С. 177–179.
16. Гарунова Н.Н. Роль кизлярских купцов в формировании образовательно-культурной среды и благотворительности в контексте развития региона в XIX в. / Н.Н. Гарунова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2016. – № 1. – С. 16–20.
17. Герасимиди Е.И. Роль купечества в развитии образования в Астрахани в XIX в. / Е.И. Герасимиди // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – № 1 (26). – С. 17–21.
18. Клиницкий А.И. Мотивы благотворительной деятельности Сибирского купечества в сфере народного образования XIX века / А.И. Клиницкий // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. – 2016. – № 2. – С. 239-242.
19. Кузнецова М.В. Вклад купечества в развитие женского образования дореформенного Иркутска / М.В. Кузнецова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2016. – Т. 18. – С. 23–28.
20. Об устройстве училищ. № 20597. 24 января 1803 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Т. 27. 1802–1803. – Санкт-Петербург, 1830.
21. Устав учебных заведений, подведомых университетам: [утвержден 5-го ноября 1804 года]. – Санкт-Петербург, 1804.
22. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. – Санкт-Петербург, 1840.