Естественные богатства территорий, прилагающих к Енисею и другим притокам великой сибирской реки, всегда были объектом потенциального и практического освоения. В начале XX века, в 1908 году, желая прийти населению на помощь и тем самым поднять его благосостояние, Енисейское губернское правление выдвинуло вопрос об учреждении в губернии школы рыбного дела. Школа имела своей целью на основе теоретических данных распространить практические знания и умения не только по рыбному делу, но и по мелкому судостроению и изготовлению рыболовных принадлежностей. Ее открытие должно было стать толчком к развитию рыболовного промысла. Учредители школы также рассчитывали на подготовку специалистов по правильной консервации и сбыту продукции. Так, например, планировалась постепенная замена не всегда правильно понимающих свое дело засольщиков на будущих воспитанников рыбной школы, которые бы обладали необходимыми знаниями в деле обработки рыбных продуктов. Открытие школы должно было оказать позитивное влияние на дальнейшее развитие рыбного дела и улучшить качества речных продуктов, которые пользовались спросом у населения.
В 1908 году предложения Енисейского губернского правления были представлены Енисейским губернатором на рассмотрение в Главное управление землеустройства и земледелия Российской империи (далее – Главное управление). Специальной экспедицией было произведено обследование рыбопромышленности низовья Енисея и его притоков. Ее специалисты по окончании исследований рекомендовали создание в Енисейской губернии рыбной школы. Придавая этому вопросу важное значение, Главное управление предложило управлению государственным имуществом следующие шаги:
— разработать устав и штат будущей школы, учитывая местные условия и особенности;
— определить удобный населенный пункт для ее расположения;
— составить сметы и проекты зданий учебного заведения;
— найти управляющего будущей школы.
Наиболее удобными пунктами для школы стали Енисейск и Бреховские острова, расположение в дельте р. Енисей. В Енисейске должны были проводиться теоретические знания, а на Бреховских островах планировались практические занятия. Под школу в Енисейске городское управление отвело участок земли площадью 1 500 квадратных саженей. Это был участок около Успенской церкви, от усадьбы Калашникова до Кедровой улицы.
По мере более детального планирования организации школы появились сметные расчеты. Так, Главным управлением за границу было командировано особое лицо для ознакомления с рыбопромышленным оборудованием. Им стал молодой эстонец по фамилии Бомэ. Появились окончательные расчеты на создание школы, которые составили 40 199 рублей. В них вошли:
Здания в Енисейске:
1. Постройка школы с квартирой для управляющего – 9 047 руб. 38 коп.
2. Постройка ледника – 508 руб. 36 коп.
3. Постройка консервного завода и мастерской – 7 715 руб. 03 коп.
Здания на Бреховских островах:
1. Постройка деревянного барака под общежитие учеников и педагогического персонала – 3 674 руб. 49 коп.
2. Постройка коптильни – 625 руб. 99 коп.
3. Постройка деревянного амбара – 448 руб. 43 коп.
4. Перевозка строительных материалов от г. Енисейска до Бреховских островов – 3 029 руб. 36 коп.
Прочие расходы:
1. Приобретение парусного рыболовного судна с керосиновым двигателем – 8 000 руб.
2. Оборудование консервного завода, мастерской и школы инструментами, станками и прочим инвентарем – 5 950 руб.
3. Учебные пособия – 300 руб.
4. Сети, лодки и прочие рыболовные принадлежности – 900 руб.
Ежегодные текущие расходы школы определялись в 13 860 руб., из них 12 310 руб. предназначалось для учебной части и 1 550 руб. – для хозяйственной. Сюда входило денежное довольствие управляющему школы, законоучителю, учителям образовательных и специальных предметов. Отдельно были прописаны в смете расходов затраты на практические занятия, учебные пособия, на наем мастеров и содержание мастерских, а также на отопление, освещение, прислугу и на пособия ученикам во время практики. Средства по источнику финансирования были разделены на казенные и земские.
В отношении вознаграждения за практические занятия отсутствовал подробный расчет, поскольку не было определенности в том, какие работы будут производиться учениками под руководством преподавателей, а какие без их участия. В мастеровой цех школы должны были войти мастер-солильщик (он же балычник и икряник), мастер консервного дела, такелажник и жестяник.
Учебный план енисейской школы рыбного дела первого разряда включал закон Божий, русский язык с чистописанием, географию, подробное изучение рыб, способы и орудия их лова и консервацию. Были также предусмотрены часы для изучения рыбной торговли, счетоводства, законов о рыболовстве и основ промыслового судостроения и судовождения.
Школа могла быть открыта еще в 1913 году. В смету департамента земледелия было внесено на постройку зданий школы 11 795 руб., т. е. половина суммы предварительного расчета. Однако выбор участка для школы, разработка строительных проектов и смет, а также поиск управляющего школой потребовали более продолжительного времени. Уже в 1915 году в проект сметы вышеуказанного департамента вносятся 20 199 руб. на единовременные расходы по обустройству школы и 5 000 руб. на ее содержание. В смете земских повинностей Иркутского генерал-губернаторства на 1912–1914 гг. по Енисейской губернии также отдельной строкой было внесено 27 030 руб. на обустройство школы.
Со стороны Министерства финансов и Государственного контроля Российской империи создание рыболовной школы в Енисейске возражений не встретило, однако, по мнению Государственного контроля, ввиду того, что учреждение школы связано с расходами из казны, которая была обременена расходами на ведение войны, финансирование учреждения из государственного казначейства предлагалось отложить до более благоприятного времени.
Главным управлением землеустройства и земледелия был предложен следующий вариант финансирования школы, исходя из сложившейся ситуации. В первое время существования школы расходы со стороны государственного казначейства должны были ограничиваться лишь отпуском средств на содержание школы в размере 7 000 руб. в год. Что же касается единовременных расходов на постройку главных школьных зданий и на первоначальное ее обустройство, то все затраты предложено было осуществить за счет средств, ассигнованных из земских сборов Енисейской губернии.
Школа была открыта в 1915 году в наемном каменном здании наследников Кытманова на углу улицы Береговой и Бассейного переулка, но последовавшая мобилизация директора Бомэ и специалиста-учителя обескровило школу. События 1917 года и смена власти в стране окончательно привели к упразднению школы.
К сожалению, хороший проект, который мог дать Енисейску, Енисейскому уезду и Енисейской губернии грамотных специалистов по рыбному делу не был реализован и остался в истории ярким незавершенным начинанием.